СВОБОДА

СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как «noietis», деятельность же свободного, т.е. реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как «chretis» или «praxis». Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные: философия и свободное искусство как воплощающее личный замысел творчества — в отличие от физической деятельности (»презренный труд», «удел раба» у Аристотеля) как типового тиражирования предметов, потребляемых другими. Раб есть «говорящее орудие» в том смысле, что он способен, с одной стороны, разуметь приказание (духовный аспект «говорящего») и выполнить его в ходе предметной деятельности (физический аспект «орудия»): «если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию.., то господам не нужны были бы рабы» (Аристотель). Именно в этой двойственности статуса, задающего как отсутствие возможности имманентного целеполагания, так и способность осознать его, и коренится механизм несвободы. Указанная особенность древнегреческой культуры, детерминированная личным характером античного рабства, обусловливает то обстоятельство, что в историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается именно указанный аспект С, артикулируемой в классической философской традиции как С. воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики С. воли является развитие понятия С. в контексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта: «возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению» (М. Вебер), «способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей» (Парсонс) и т.п. Вместе с тем, в историко-философской традиции задается и более широкое понимание С, интерпретируемой не только применительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности). Отсутствие внешнего целеполагания еще не есть гарант подлинной С, ибо не снимает связанности деятельности условиями ее протекания. Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания С: от фатализма в его как иррацио-налистских (типа астрологии), так и рационалистской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках — и до марксистского определения С. как «познанной необходимости» и концепции «иронии истории» Р. Нибура (см. ИРОНИЯ ИСТОРИИ), фактически сводящих С. к несвободе от «необходимости». Становление парадигмы, преодолевающей фатализм в контексте более широкой интерпретации С, берет свое начало от средневековой схоластики и связано с именем такого мыслителя, как Иоанн Дунс Скот. Оно оформляется в процессе дискуссии об основном принципе Божественного миротворения: творится мир «по разуму» или «по воле» Божьей. В духе характерной для схоластики дихотомии артикулированных позиций большинство авторов высказывалось в пользу презумпции творения Богом мира в соответствии с Божественным разумом. Данная позиция при кажущейся ортодоксальности оказывалась уязвимой в теологической системе отсчета в вопросе о возможности постижения акта креации: поскольку креаци-онный процесс был осуществлен «по разуму», поскольку он может быть исчерпывающе постигнут человеком, исходя из универсальных начал разумной рациональности. В этой связи оформляется альтернативная точка зрения на творение мира как осуществленное не «по разуму», а «по С. воли Божьей». Формально соглашаясь с этим направлением, Иоанн Дунс Скот приходит к тезису о С. креации, исходя из совершенно иных предпосылок: Бог как исчерпывающая полнота совершенств принципиально не может быть ограничен в своих проявлениях никакой внешней детерминантой. По формулировке Иоанна Дунса Скота, если С. воли ограничена хотя бы одним требованием разумности или необходимости следовать в своих действиях логике объекта, то она вообще не может называться С, а потому творение мира Богом «по Божественному разуму» означало бы несвободу Божью. — Бог творит мир в акте абсолютной С. воли, и мир как продукт этого остро свободного волеизъявления не есть плод раздумий или результат выбора, но воплощение абсолютно инде-терминированного внутреннего побуждения как нерефлексивного импульса. Такая постановка вопроса делает наличное бытие не абсолютным и не единственно возможным в своей фундаментальности наиболее соответствующих требованиям разумности оснований, — но лишь одним из возможных, что знаменует собою постановку в историко-философской традиции проблемы возможных миров. Применительно к проблеме человека обрисованная позиция воплощается в концепцию автономии человеческой воли, свободной в абсолютном смысле этого слова, ибо, по мысли Иоанна Дунса Скота, С. составляет глубинную внутреннюю сущность воли. Это приводит к оформлению в контексте средневековой схоластики остро индивидуалистической концепции личности, согласно которой С. человека может быть реализована лишь вне следования разумным основаниям и, соответственно, артикулируемым теологией целям земного существования. — Концепция Иоанна Дунса Скота задает в традиции мощный импульс разворачивания проблематики волюнтаризма. В неклассической философии проблема С. выходит за пределы психологизма и гносеологизма С. воли и артикулируется параллельно в имманентно-экзистенциальной (обреченность человека на С. у Сартра, философия С. как возможности бунта у Камю, С. как надвитальный феномен в философии Шелера, С. как преодоление отчуждения в контексте отношения «Я — Ты» у Бубера, «теология освобождения» в протестантском модернизме) и социокультурной (»Диалектика просвещения» Хоркхаймера и Адорно, выход человека за пределы своей «одномерности» у Маркузе, концепция «негативного гуманизма» А. Глюксмана, идеи «нерепрессивной» культуры и техники у Т. фон-Роззака, С. как «перехват истории» в революционном творчестве у Аренд и др.) своих версиях. В рамках экзистенциальной трактовки С. последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. Что же касается социокультурной трактовки С, то в ее рамках феномен С, напротив, соотнесен сугубо с социальной сферой и мыслится в качестве достигаемого, — в отличие от феномена воли, соотносимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве имманентного ей. В содержании понятия «С.» имплицитно заложен вектор альтернативности как сознательного противостояния социальному давлению: С. конституируется именно в социальном контексте (»демократические С», «правовая С.» и т.п.) как результат преодоления несвободы. По формулировке Аренд, если в рамках сферы приватности возможна «сво-бодность» как имманентное состояние личности, то С. реализует себя только в сфере публичности, а именно — в рамках политики, в контексте политического противостояния, разрешающегося в революции как «прорыве в С». В современной философии постмодерна проблема С. артикулируется как в социальном приложении (концепция «либерального ирониз-ма» Рорти), так и в качественно новой своей постановке — как С. Текста (см. РИЗОМА) и С. его интерпретации (см. НАР-РАТИВ). см. также: ВОЛЯ, СВОБОДА ВОЛИ, ВОЛЮНТАРИЗМ.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Свобода — I Сво́бода (Svoboda) Людвик (р. 25.11.1895, Грознетин, Чехия), государственный, политический и военный деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Советского Союза (1965). Родился в крестьянской семье. Большая советская энциклопедия
  2. свобода — -ы, ж. 1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837. Малый академический словарь
  3. СВОБОДА — СВОБОДА – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными... Новая философская энциклопедия
  4. СВОБОДА — СВОБОДА — англ. freedom/liberty; нем. Freiheit. Способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной действительности. Социологический словарь
  5. Свобода — Лиски Топонимический словарь
  6. СВОБОДА — (Svoboda), Людвик (р. 25.XI.1895) — гос., политич. и воен. деятель Чехословакии. Род. в с. Грознатин (Чехия) в крест. семье. В годы 1-й мировой войны С., будучи военнослужащим, перешел на сторону рус. войск. Советская историческая энциклопедия
  7. свобода — Свобо́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. свобода — орф. свобода, -ы и высок.) Свобода, -ы; статуя Свободы (в Нью-Йорке) Орфографический словарь Лопатина
  9. свобода — Индоевропейское – se-, sue- (свой, себя). Общеславянское – svoboda. Старославянское – свобода. Русское слово «свобода» известно с древнерусской эпохи и было широко употребительным еще до возникновения письменности (в VIII–X вв.). Этимологический словарь Семёнова
  10. свобода — • абсолютная ~ • безбрежная ~ • безграничная ~ • большая ~ • максимальная ~ • наибольшая ~ • настоящая ~ • неограниченная ~ • подлинная ~ • полная ~ • совершенная ~ Словарь русской идиоматики
  11. Свобода — Одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными... Педагогический терминологический словарь
  12. СВОБОДА — 1) философская и правовая категория, означающая самостоятельный выбор индивидом или организацией варианта своих образа жизни и деятельности, не связанных какими-либо нормами и правилами, кроме тех... Словарь по конституционному праву
  13. свобода — СВОБОДА — центральное понятие европейской культуры, характеризующее человека как источник и' причину своих решений и действий; философская категория, характеризующая специфическую форму обусловленности личной и общественной жизни. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  14. свобода — Воля, вольность, приволье, раздолье Отпускать на свободу (на волю) Отпустить душу на покаяние ср. !! простор см. >> воля, простор Давать полную свободу, лишить свободы, предоставлять полную свободу Словарь синонимов Абрамова
  15. свобода — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? свободы, чему? свободе, (вижу) что? свободу, чем? свободой, о чём? о свободе; мн. что? свободы, (нет) чего? свобод, чему? свободам, (вижу) что? свободы, чем? свободами, о чём? о свободах... Толковый словарь Дмитриева
  16. свобода — Общеслав. Суф. производное от той же основы, что свой, особа, ст.-сл. свобьство, собьство «особенность». Свобода буквально — «свое, собственное, отдельное от других положение». Этимологический словарь Шанского
  17. Свобода — Ы, жен. Нов. Производные: Свободка; Ода. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. свобода в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  18. свобода — Независимость, суверенитет; отсутствие гнета, запретов, ограничений; возможность поступать по собственному усмотрению. Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная (устар. Словарь эпитетов русского языка
  19. свобода — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать ... для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  20. свобода — • Безбрежная (Лермонтов). • Безграничная (Ладыженский). • Безначальная (Полежаев). • Могучая (Фофанов). • Святая (Рылеев, П. Я.). • Священная (Пушкин). • Сладостная (Сологуб). • Широкая (К. Р.). Словарь литературных эпитетов
  21. свобода — СВОБОДА, ы, ж. 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта). Толковый словарь Ожегова
  22. свобода — Закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.). категория... Большой юридический словарь
  23. свобода — СВОБ’ОДА, свободы, ·жен. 1. только ед. Возможность проявления субъекта своей воли (см. воля в 1 ·знач.; филос.). «- Энгельс говорит: "Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости". Толковый словарь Ушакова
  24. свобода — СВОБОДА -ы; ж. 1. Отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества. С. манифестаций. Политическая с. Борцы за свободу народа. Гражданские свободы. Толковый словарь Кузнецова
  25. свобода — Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и особенность, особа, свой. Этимологический словарь Крылова
  26. свобода — СВОБОДА ж. слобода южн. зап. сев. свободь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Толковый словарь Даля
  27. Свобода — (лат. Libertas) — в римской мифологии первоначально аллегорическое олицетворение жизни, приятной и свободной от всяких забот, подобно Юпитеру Либеру и Liber Pater. Впоследствии Libertas было названием божества полноправных римских граждан. Божеству... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  28. СВОБОДА — СВОБОДА — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой... Большой энциклопедический словарь
  29. свобода — свобода ж. 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни. 2. Государственная независимость, суверенитет. 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. || Освобождение от крепостной зависимости, рабства. Толковый словарь Ефремовой
  30. свобода — свобо́да укр. свобо́да, блр. слобода, др.-русск. свобода "независимость", а также "свободное поселение" (Лаврентьевск. летоп., грам. 1264–1265 гг. и др.; см. Срезн. III, 278 и сл.), свободь "свободный", наряду с этим – с диссимиляцией губных – др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера