ТЕННИС

ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) — немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 — экстраординарный, с 1913 — ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: «Община (общность) и общество» (1887); «Маркс. Жизнь и учение» (1921); «Социологические очерки и критика» (т. 1-3, 1925-1929); «Введение в социологию» (1931) и др. Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Гоббса, Спинозы, Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник «исторической школы»), Г. Мейна (»Древнее право»), Моргана, И.Я. Бахо-фена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии. Т. остается, несмотря на «теннисовский ренессанс» в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов «общества» и «общины» (»общности») не обходится не одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлекти-рован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в. В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа «общины» (»общности») как первого возможного типа социальности — «сущностная воля» (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, — целостно-самодостаточна, ее субъектом является «самость». Основа «общества» как второго возможного типа социальности — «избирательная воля», определяемый мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект «избирательной воли» задается формально-юридически как «лицо». В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, «избирательная воля» связана с ценностнорацио-нальным действием и ориентирована в будущее, «сущностная воля» — с остальными типами действия (целерациональ-ным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В «общине» социальное целое предшествует частям, в «обществе» — социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между «органикой» и «механикой» (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие «статуса», характеризующего естественное (»общинное») состояние, и «контракта», характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние (»общество»). Но в обоих случаях социальность — это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение (»общество») или «взаимослияние» (»община»). Любая социальная целостность возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. «Волеизъявление» — это условие «взаимоутверждения» людей, без чего невозможна социальность (Т. — автор термина «волюнтаризм»). «Сущностная» воля «разумна», но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными (»полуинстинктивными») отношениями. «Избирательная воля» изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это — «расчетливый разум»). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между «индивидуальными лицами» — индивидами как «автономными отдельностями», свободными в целеполагании и выборе средств, и их «производными» — «искусственными лицами». В силу «конструируемо-сти» субъектов отношений обмена возможно появление «фиктивных лиц». Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему «усмотрения», направляющую и контролирующую «созидательное единение» на основе «согласия». Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя «общину», и общество в широком смысле, включающее в себя «общину». В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от «общины» к «обществу» в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа «общественного» начала над «общинным» (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние (»вещные») и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разно-векторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать. Кроме концепции «общины» — «общества», Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Бек-кером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления «чистых» форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний. Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), «натурализма» (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач «момента»). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение «общинного» и «общественного», а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в «чистой» социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод — в «прикладной «социологии, 3) исследование фактов — в «эмпирической» социологии (социографии). Эти три уровня конституируют «специальную» социологию, помимо которой Т. выделял еще и «общую» социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись отсылкой на изучение «всех форм существования людей»).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Теннис — I Те́ннис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами. Большая советская энциклопедия
  2. теннис — -а, м. Спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток через низкую сетку от одного игрока к другому; лаун-теннис. ◊ - настольный теннис [англ. tennis] Малый академический словарь
  3. ТЕННИС — ТЕННИС (Теннис) (Tönnies) Фердинанд (26 июля 1855, Рип, близ Ольденсворта – 11 апреля 1936, Киль) – немецкий социолог. Читал лекции в университете в Киле в 1881–1933 до отстранения от должности нацистами. Новая философская энциклопедия
  4. ТЕННИС — Теннис (Tonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг,- 11.04.1936, Киль) — немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии... Социологический словарь
  5. теннис — орф. теннис, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. теннис — Те́ннис/. Морфемно-орфографический словарь
  7. теннис — ТЕННИС Спортивная игра с мячом и ракетками на площадке (корте) с сеткой (высотой 91 см) посередине, в которой участвуют 2 или 4 спортсмена. Игроки стремятся послать мяч через сетку так, чтобы соперник не смог правильно отразить его. - настольный теннис. Словарь спортивных терминов
  8. теннис — теннис , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. теннис — Заимств. в начале XX в. из англ. яз., где оно — из lawn-tennis, сложения lawn «лужайка, газон» и tennis < франц. tenez! (междометия, употребляющегося при броске мяча, буквальное значение — «держи!»). Этимологический словарь Шанского
  10. теннис — ТЕННИС [тэ], а, м. Парная спортивная игра маленьким мячом, к-рый перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. Играть в т. Соревнования по теннису. Настольный т. (пинг-понг). | прил. теннисный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. теннис — ТЕННИС [тэ], -а; м. [англ. tennis] Парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток от одного игрока к другому через низкую сетку, разделяющую корт; лаун-теннис. Играть в т. Площадка для тенниса. Чемпионат по теннису. Толковый словарь Кузнецова
  12. теннис — [англ. lawn tennis] – спортивная игра маленьким мячом на специально устроенной площадке (корте), разделённой сеткой; мяч отбивается ракеткой; число игроков 2 или 4; настольный теннис – см. пинг-понг. Большой словарь иностранных слов
  13. ТЕННИС — ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) — немецкий социолог. В работе "Общность и общество" (1887) рассматривал общественные отношения как волевые; в общности господствуют инстинкты, чувство, органичные отношения; в обществе — расчетливый разум... Большой энциклопедический словарь
  14. теннис — теннис м. 1. Спортивная игра, проходящая на корте и заключающаяся в перебрасывании при помощи ракеток маленького мяча от одного игрока к другому через низко натянутую сетку. 2. Соответствующий вид спорта. Толковый словарь Ефремовой
  15. теннис — те́ннис Из англ. tennis – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. теннис — Т’ЕННИС [тэнис], тенниса, мн. нет, ·муж. (спорт.). 1. То же, что лаун-теннис. 2. Место, где играют в эту игру (·разг. ). Пойти на теннис. • Настольный теннис (спорт.) — то же, что пинг-понг. Толковый словарь Ушакова