Педагогический словарь

Альтруизм

Альтруизм(франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип, предписывающий сострадание к др. людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В истории культуры и в филос. этике идея А. формулируется, в противоположность эгоизму, как реакция на обособление интересов людей, их взаимоотчуждение.
О гуманистич. направленности А. свидетельствуют «золотое правило» нравственности и религиозная заповедь («Возлюби ближнего, как самого себя»). Как требование нравственности и человечности А. представляет одно из нормативных оснований морали и гуманизма. Предполагает самоотречение, ибо забота об интересе ближнего возможна, как правило, при ущемлении собств. интереса. Как принцип межличностных отношений А. конкретизируется во взаимосвязанных моральных предписаниях, соответствующих принципам: справедливости — «Поступай так, чтобы интерес др. человека не превращался для тебя в средство достижения собств. целей»; уважения — «В своих поступках не ущемляй интересы и права др. человека»; любви или соучастия — «Поступай так, чтобы интерес др. человека становился целью твоего поступка». Нередко А. отрицается как выражение христианско-бурж. морали и считается излишним в морали, провозглашающей основным принцип коллективизма. А. непосредственно воплощает человеч. идеал всеобщего братства и ведёт к утверждению отношений, противоречащих классово-корпоративным и патерналистским нормам. Практически он находит выражение в благодеянии, благотворительности. Р. Г. Апресян.
| Ещё

См. также `Альтруизм` в других словарях
альтруизм
человеколюбие, самоотверженность, бескорыстие
Словарь русских синонимов
м. Бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами (противоп.: эгоизм).
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme - от лат. alter - другой), бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".
альтруизм
, м.
Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами; противоп. эгоизм.
[франц. altruisme]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(лат. alter - другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[фр. altruisme < лат. alter - другой] - готовность бескорыстно действовать в пользу других, забывая о своих интересах.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
та или другая степень способности переживать страдания ближнего и вытекающее отсюда доброжелательное отношение к людям, выражающееся в большем или меньшем самопожертвовании.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употреб...
альтруизм
АЛЬТРУИ́ЗМ -а; м. [франц. altruisme от лат. altrer - другой]. Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоп.: эгои́зм).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
-а, м. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. II прил. альтруистический, -ая, -ое.
альтруизма, мн. нет, м. (от латин. alter - другой) (книжн.). Стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему, отсутствие себялюбия; противоп. эгоизм.
альтруизм
• невероятный альтруизм
• необыкновенный альтруизм
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
Альтруизм
Это слово пришло в русский из французского языка, где образовалось с помощью широко используемого суффикса -ism, добавленного к латинскому alter, значившему "другой". Таким образом, значение этого слова по-русски можно было бы передать словом "другизм", то есть забота о других.
(противоп. эгоизму) - забота о других, служение другим
Ср. Она должна же понимать, что любовь к детям для себя есть не альтруизм, а чистейшее себялюбие, что детей только испортишь, держа при себе слишком долго...
Боборыкин. Поумнел. 4.
Ср. Ты потрясен? И это что-нибудь - твое, личное, не чужое, а свое горе... не альтруистическое, - добавил он с горькой усмешкой...
П. Боборыкин. Распад. 4.
Ср. Altruisme (autrui - alter huic, другой, чужой), альтруизм.
см. самолюб никому не люб.
АЛЬТРУИЗМ (французское altruisme, от латинского alter - другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин> введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой)
нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу Эгоизму. Принцип А. восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17—18 вв. становится компонентом многих этических учений (Шефтсбери, Хатчесон, А. Смит, Ж. Руссо и др.). В истории морального сознания человечества принцип А. имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотно...
от фр. altruisme, от лат. alter - другой

способность жертвовать собственными интересами или средствами в пользу интересов общества или другого человека.
Альтруизм
(от лат. alter — другой) — нравственно-филос. принцип, заключающийся в помощи и бескорыстной заботе о благе ближнего; противоположность эгоизма.
Учение об А. рассматривает обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагает путем соответствующего воспитания смягчить эгоистические устремления людей. С точки зрения общечеловеческих ценностей А. является этической нормой, которую необходимо культивировать из-за естественной взаимосвязи и взаимозависимости людей. К этому обязывает врожденное или благоприобретенное чувство симпатии к др. человеку как подобию самого себя.
Термин А. был введен франц. философом Огюстом Контом (1798–1857), основателем позитивизма. Конт стремился противопоставить мораль, основанную...
(от лат. alter - другой).1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Термин "А." ввел фр. философ Огюст Конт. Против, термин - "эгоизм". А. называют также поведение человека (группы), основанное на указанном правиле. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.В психологических исследованиях путем опроса установлено, что "ощущение" счастья (удовлетворенность собой и своей жизнью) положительно коррелирует со склонностью к альтруистическим поступкам. Б. Римланд назвал эту зависимость "парадоксом А.".1. В последние десятилетия термин "А." стал использоваться в зтологш и социобиологии в отношении животных, однако в само понятие А. внесены существенные коррективы. Ричард Докин...
АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme, лат. alter - другой) - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленно...
(фр. altruisme от лат. alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин "А." был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию "эгоизм"; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19 в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В ново...
(фр. altruisme лат. alter другой) - система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других интересам собственным.
сексуальный (франц. altruisme от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, предписывающий человеку подавление эгоистических тенденций в сфере сексуальных отношений, бескорыстное "служение ближнему", готовность отдать приоритет интересам своего партнёра. Является залогом гармонии половой жизни при обеспечении принципа "обратной связи", когда альтруистические действия одного партнёра фиксируются вторым и вызывают потребность в таком же поведении с его стороны. Сермин введён в этику французским философом О. Контом, который положил данный принцип в основу предложенной им этической системы. Согласно взглядам Конта, этическое усовершенствование общества может быть осуществлено путём воспитания и развития в людях альтруизма, который должен противодействовать их природному эгоизму и снижать его уровень. В основу этой этической системы положено представление об изначальной эгоистической природе человека, которую можно преодолеть "моральным усовершенствованием". Сущность а...
Альтруизм
(франц. altruisme, от лат. alter другой)
бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».
Политическая наука: Словарь-справочник 2010

АЛЬТРУИЗМ
АЛЬТРУИЗМ, принцип поведения, направленный на благосостояние или интересы другого лица. Слово было изобретено французским философом Огюстом Контом на основе итальянского слова «altrui», что значит «другие». В биологии этот термин используется для описания поведения животного, когда его действия способствуют выживанию или размножению другой особи за счет его собственных интересов. Большинство проявлений альтруизма у животных замечено в родственных сообществах или у молодняка, т.е. особей, имеющих общие гены. По сути, поступая так, животное обеспечивает бессмертие своего рода.
Научно-технический энциклопедический словарь
- англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюркгейму - обществ, состояние, при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. См. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ.
Альтруизм
см. Эгоизм.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Педагогический словарь` ?
[10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, — 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 16...
[3(14).2.1704, Стокгольм, — 31.8(11.9).1795, Петербург], гос. и обществ, деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностр. дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764—94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план шк. реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утверждён в 1764), в к-ром, так же как и...
раздел библиографии, в задачи к-рого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Такая информация направлена в два осн. адреса: взрослым (учителям, родителям, воспитателям, специалистам, профессионально связанным с изучением дет. лит-ры) и детям разных возрастных групп.
Социальная функция Б. д. л. состоит в том, чтобы представить модель книжной культуры, адаптированной к детскому восприятию. Информируя общество о лит-ре для детей и мат-лах по её изучению, Б. д. л. п...
(22.1.1561, Лондон, — 9.4.1626, там же), англ, философ-материалист, юрист, гос. деятель. Избирался в парламент (впервые — в 1584). В 1617 лорд-хранитель печати, в 1618—1621 лорд-канцлер. Мировоззрение Б. сложилось в период зарождения капи-талистич. отношений, ознаменовавшийся распространением в брит, обществе идей англ, гуманизма. Основа филос. учения Б. — поиск путей к овладению тайнами мироздания, к утверждению на земле «царства Человека», к-рое зиждется на достижениях опытной нау...
[1819, Петрозаводск, — 22.11(4.12).1875, Петербург], педагог, деятель нар. образования, публицист. По окончании ист.-фи-лол. отделения Петерб. ун-та (1840) был учителем, инспектором, директором в гимназиях. С 1860 в Мин-ве нар. просвещения: с 1860 чл. Совета министра, в 1862—65 пред. Учёного к-та; участвовал в составлении уставов ун-тов, гимназий, учительских семинарий и нар. уч-щ. Сторонник обязат. и всесословного образования, равноправия реальной школы с классической, подготовки нар. учителей...
специальное уч.-воспитат. учреждение для умственно отсталых детей; Первые такие учреждения появились во Франции и Германии в нач. 19 в. В России первый вспомогат. класс был открыт в 1908 в Москве, первые В. ш. — в 1910 в Москве и в 1915 в Петербурге.
В Рос. Федерации школы этого типа относятся к гос. общеобразоват. уч. заведениям и находятся в ведении органов образования. Осн. тип В. ш. — школы-интернаты. Значит, часть В. ш. в крупных городах имеет группы продлённого дня.
Осн....
в России школы повышенного типа с 5 и 6 летним сроком обучения Возникли в 70 х гг. 19 в в ряде крупных сел, на отдельных ж д станциях и в нек рых уездных городах Обучение в Дну было раздельным Первые 3 го да считались 1 м кл и полностью соответствовали курсу нач школы, 4 и и 5 и год составляли курс 2 го кл рус яз, арифметика, элементарные сведения по естествознанию, физике геометрии, истории, черчению, необязательные предметы гимнастика, ремесла рукоделие, садо водство, огородничест...
[30.7(11.8). 1870, с. Полетаеве, ныне Пермской обл., — 16.4.1957, пос. Алтайский Алтайского края], педагог. Систематич. образования не получил, но овладел мн. практич. навыками и ремёслами. В 1910 организовал первый в Сибири дет. приют «Муравейник» (с. Алтайское Бийского у.), к-рый содержал на средства, заработанные своим трудом. В приют принимались дети дошк. возраста и воспитывались до поступления в проф. уч. заведения. В 1921 приют преобразован в дет. коммуну. Взгляды Е. на воспитание сложили...
(наст, фам. К у к и л ь) (?, с. Потелич, ныне Нестеровского р-на Львовской обл., — ок. 1634, г. Корец, ныне Ровенской обл.), белорус, и укр. гуманист-просветитель, церк. деятель, переводчик. Преподавал в братских школах Львова (до 1591), Бреста (1592—94), Вильно (1595—97), а затем — домашний учитель. С 1619 редактор и переводчик в типографии Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы.
В 1596 в Вильно была напечатана «Азбука» 3. с рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. С...
один из просветит, и науч. центров вост.славянских народов 17—18 вв. Образована в 1632 объединением школы богояв-ленского братства в Киеве (осн. в 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (осн. в 1631). До 1701 наз. чаще Киево-братской или Киево-Могилянской (по имени его организатора и покровителя Петра Могилы) коллегией. Кол-во студентов К.-М. а, к нач. 18 в. достигло 2000, впоследствии колебалось в пределах 500- 1200; кроме детей духовенства в академии учились дети горожан, казаков, крестьян. В...
(20.11.1871, Уайт-Плейнс, шт. Джорджия, — 13.2.1965, Нью-Йорк), амер. педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи. Образование получил в Мерсеровском ун-те (1891) и ун-те Джонса Хопкинса. В 1890-х гг. начал работать шк. учителем в шт. Джорджия; преподавал в Мерсеровском ун-те (1897—1906), в 1903—05 его президент. В 1909—38 преподаватель, проф. пед. о колледжа Колумбийского ун-та (Нью-Йорк).
К. — сторонник прагматистской педагогики, рассматривал школу как инструмент демократии в сфер...
[20.1(1.2).1833, с. Спасское, ныне Орловской обл., — 3(15).2.1892, Ялта], педагог, физик, проф. (1866). Поокончании матем. отделения Гл. пед. ин-та в Петербурге (1855) преподавал математику и физику в моек, гимназии. С 1856 в Петербурге. Работал в гимназии (до 1871), Гл. инж. уч-ще и одновременно в Горном ин-те (до 1883), в Мор. академии. В 1857 был приглашён П. Л. Чебышевым для участия в комиссии по рассмотрению уч. руководств для ср. уч. заведений. Первый учебник К. «...
[2(14). 10.1846, с. Знаменское, ныне в Липецкой обл., — 4(16).7.1868, Дуб-бельн, ныне Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], публицист, лит. критик, философ-материалист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1861). С 1859 вёл библ. отдел в журн. «Рассвет», предназначавшемся для «взрослых девиц»; выступил с рядом статей по вопросам жен. эмансипации. В 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журн. «Русское слово». В 1862-—66 за выступление в защиту А. И. Герцена отбывал заключение в П...
(р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), дер психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945—51), в пед. ин-тах Куляба, Ленин-абада, Душанбе (1951—65), в Тадж. ун-те (1963—65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937—38.
Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. творчества,...