Добродетель

Буквально — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Д.:

1. всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;

2. сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя;

3. возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определённостью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека; "Д. — это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность" (Аристотель);

4. представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесённости с принятыми в обществе образцами поведения;

5. выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;

6. деятельно противостоит пороку.

Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определённости этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идёт традиция выделения четырёх кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла.

В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что:

а) человек изначально нацелен на добро и

б) мораль, фиксированная в форме Д., становится непосредственным мотивом поведения, и в случае морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Философская этика Нового времени задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно — через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74-75)

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДОБРОДЕТЕЛЬ — ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. ἀρετή, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро [ДОБРО], делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру... Новая философская энциклопедия
  2. добродетель — -и, ж. Положительное нравственное качество человека. [Князь Болконский] говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  3. добродетель — Доброде́тель/. Морфемно-орфографический словарь
  4. добродетель — орф. добродетель, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. добродетель — • великая ~ • редкая ~ Словарь русской идиоматики
  6. добродетель — Доброд’етель — доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла. Библейский словарь Вихлянцева
  7. добродетель — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? добродетели, чему? добродетели, (вижу) что? добродетель, чем? добродетелью, о чём? о добродетели; мн. что? добродетели, (нет) чего? добродетелей, чему? добродетелям, (вижу) что? добродетели, чем?... Толковый словарь Дмитриева
  8. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ — ПОРОК Добродетельный — порочный (см.) [Князь Андрей] говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой. Война и мир. Словарь антонимов русского языка
  9. добродетель — • Святая (Рылеев). Словарь литературных эпитетов
  10. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ -и; ж. Положительное нравственное качество человека; высокая нравственность, моральная чистота. Ценить, чтить д. Одна из людских добродетелей. Кто-л. полон добродетелей. Женская д. Толковый словарь Кузнецова
  11. добродетель — См. добро Толковый словарь Даля
  12. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ, и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н. Толковый словарь Ожегова
  13. добродетель — ДОБРОД’ЕТЕЛЬ, добродетели, ·жен. (·книж. ). Положительное нравственное качество человека. «Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  14. добродетель — Заимствование из старославянского, где было образовано методом кальки с греческого euergetis: сложением добро и дателъ (производного от дъть – "дело"). См. деятель. Этимологический словарь Крылова
  15. добродетель — добродетель I ж. 1. Положительное нравственное качество человека. || противоп. порок 2. Высокая нравственность, моральная чистота. II м. Добродетельный, высоконравственный человек. III ж. устар. Доброе дело; благодеяние. Толковый словарь Ефремовой
  16. Добродетель — ☼ в системах нормативной этики свойство личности, делающее ее способной к нравственно «правильным» мыслям, словам и поступкам. Понятие... Словарь по культурологии
  17. Добродетель — I свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона