Массовая коммуникация

(англ. mass communication — массовое общение)

систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение и развитие М.к. связано с изобретением немецким первопечатником И. Гутенбергом печатного станка, который позволил издавать многотиражные книги (15 в.), а также с возникновением периодической печати в Западной Европе (16-17 вв.), кинематографа (конец 19 — начало 20 вв.), радиовещания и телевидения (20 в.).

Теоретически осмысление процессов М.к. началось в 19 в. в русле политологии и социологии. В конце 19 в. сложились различные точки зрения, согласно которым М.к. понималась как периодическая печать при капиталистическом предприятии (М. Вебер), как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Прикладные социологические исследования 20-40-х гг. привели к появлению обобщённых моделей массово-коммуникационных процессов (Х. Лассуэл и др.).

Сформировались основные понятия М.к.:

коммуникатор,

сообщение,

адрес или аудитория,

средство коммуникации (канал),

эффект (ожидаемое воздействие, функция).

Был сделан вывод о том, что М.к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств к "лидерам мнения", а зачем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение послужило основой для разработки теории массовой политической пропаганды через каналы М.к. Появилось понятие обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.).

Другим направлением было исследование М.к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, Х.М. Мак-Люэн, А. Моль, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В 70-е гг. было сформулировано положение об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более промышленно развитых стран к развивающимся ("информационный империализм"). На этой основе в 80-е гг. выдвинулась концепция "нового порядка", помогающая устранить информационное неравенство.

В России систематическое изучение периодической печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И.И. Иванов, М.К. Лемке, А.М. Скабичевский). В 20-40-е гг. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино. Разрабатывались методологические, социологические, психологические, эстетические и культурологические аспекты М.к. Одним из важнейших результатов исследований стало осознание двойственности природы средств М.к., которые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой — содержат элементы определённой их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают художественное начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М.к. в процессе эволюции проходит стадию "информатора", т.е. прямого отражения реальности, затем — с развитием специфического "языка сообщений" — этап ассоциативного, "метафизического", а следовательно, художественного повествования (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко).

В западной социологии наиболее распространена система функций М.к., предложенная Лассуэлом:

- убеждение (позволяет манипулировать общественным сознанием),

- социализация (усвоение ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитационная функция).

В отечественной науке наряду с пропагандистским подходом к М.к. присутствовала точка зрения на М.к., высоко оценившая её роль в распространении культуры, просвещения. Система функций рассматривается на двух уровнях:

- социальном и

- личностном.

К социальным функциям относятся:

- интегративная (формирование и поддержание социальной общности),

- пропагандистская и

- функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая развитие культуры).

Личностные функции подразделяются на две группы:

- первая отражает процесс социализации, приобщения человека к знаниям,

- вторая — процесс самореализации человека (досуговая, развлекательная, творческая).

Проблемами М.к. занимаются международные и национальные организации, в т.ч. ЮНЕСКО.

Педагогические аспекты М.к. в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоёв населения и использование средств М.к. в обучении. Появились учебные пособия (в т.ч. учебные фильмы, диафильмы и диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи), на радиовещании и телевидении стали готовить специальные образовательные программы. Эволюция просветительского направления была связана с расширением транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (научно-популярные, научно-публицистические, научно-художественные — литература, кино, радио, телевидение и т.д.). С 90-х гг. перспективным средством М.к. становятся информационные сети (см. Интернет).

Воспитательные аспекты М.к. чаще всего реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодёжной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия М.к. на детей — трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам также свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: мн. произведения для взрослых становятся популярными у детей. Жанровые предпочтения во многом определяются возрастными особенностями (в раннем возрасте предпочтительны сказки, затем приключения, фантастика, публицистика и т.д.).

В воспитательной практике сложилось ещё одно направление: деятельность творческих организаций в сфере М.к. (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами являются распространителями информации и работают со средствами М.к. с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136-137)

См. также Технические средства обучения

Ч312.31

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. см. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ. Социологический словарь
  2. Массовая коммуникация — (англ. mass communication) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших... Большая советская энциклопедия
  3. массовая коммуникация — Процесс распространения информации с помощью средств на численно большие, рассредоточенные аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического... Толковый переводоведческий словарь
  4. массовая коммуникация — 1. Общение отправителя речи с коллективным (массовым) адресатом, социально разнородным (например, при помощи СМИ) или социально однородным (например, с классом, студенческой группой и т.п.). Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. массовая коммуникация — “Этим термином обозначается исключительно обширная по сфере распространения и развертывающаяся при этом синхронно языковая коммуникация, имеющая своим содержанием самые разнообразные области жизни масс. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  6. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) — систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений... Большой психологический словарь
  7. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического... Большой энциклопедический словарь