Музыка для детей

Произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Однако дети слушают, поют и играют не только музыку, специально созданную для них. Круг музыкальной литературы, доступной детям, значительно шире. Общение детей с музыкой, сочинённой не специально для них, — нормальная форма постепенного, естественного овладения детьми богатством музыкальной культуры.

Общественная потребность в выделении для детей "своего" музыкального искусства отражает почти всё многообразие жизни, все её стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. В сфере М. для детей существуют содержательные ограничения, т.е. то, что отрицательно сказывается на психике ребёнка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряжённость и т.п. Детская М. постоянно расширяла свою жанровую сферу, включая самые разнообразные вокальные, инструментальные и театральные жанровые формы. Столь же значительна эволюция выразительных средств М.

М. для детей имеет ряд особенностей. Это, во-первых, педагогическая направленность произведения для детей. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример; инструментальная пьеса часто бывает специально ориентирована на то, чтобы познакомить ребёнка с определёнными музыкальными средствами воплощения и раскрытия прекрасного, активизировать его образно-ассоциативную деятельность; песня и инструментальная пьеса могут быть использованы для развития и совершенствования исполнительских возможностей ребёнка. М. для детей отличают стремление к простоте образного музыкального языка, к определённости музыкальной идеи, использование изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов и т.п. М. для детей также отличают ограничения, связанные с рецептивными и исполнительскими возможностями ребёнка. Так, в вокальной М. учитывается специфический, лишь постепенно расширяющийся диапазон и скромный динамический уровень детских голосов; в инструментальной М. ограничения связаны с величиной и силой рук, ростом ребёнка и т.д.

История М. для детей начинается в глубокой древности. Есть сведения об единичных авторских песнях для детей, относящихся к периоду античности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хороводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, колыбельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевёртыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, — колядки, заклички и т.п.

В 18 в. в европейских странах началась профессиональная композиторская деятельность для детей. Создавалась инструментальная М. для детского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки "Детская симфония" (1794), предполагающая включение в состав оркестра детей — исполнителей на "детских" инструментах. В 19 — начале 20 вв. были изданы: "Альбом для юношества" Р. Шумана, "Детский альбом" П.И. Чайковского и др. К концу 19 в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брянский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произведения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступные детскому восприятию: балет Чайковского "Щелкунчик" (по одноимённой сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита "Игры детей" Бизе.

В 20-е гг. созданы песни М.И. Красева, М.Р. Раухвергера, А.Н. Александрова и др. Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 30-е гг. Появились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьёва-Седова и др.

В 50-60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, В.П. Герчик и др.

Развитие детского хорового исполнительства, особенно в связи с организацией детских хоровых студий (первая студия "Пионерия" под руководством Г.А. Струве создана в 1958), обусловило создание специфического репертуара. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился своеобразный жанр пионерской кантаты.

Открытие первого в мире Московского детского музыкального театра в Москве (1965, художественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для детей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов — от самых маленьких ("Волк и семеро козлят" М.В. Коваля и др.) до старших школьников ("Сёстры" Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отечественные композиторы пишут балеты для детей: "Три толстяка" В.А. Оранского, "Юность" (по мотивам романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь") М.И. Чулаки, "Конёк-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Синяя птица" Раухвергера и др.

Детские кинофильмы часто сопровождаются песнями и музыкой. Это относится и к игровому кино. Создаются музыкальные мультфильмы. Ещё в 30-х гг. оформился жанр радиопостановки для детей, в которой большую роль играет музыка. Широко известны передачи с музыкой Ю.С. Никольского, Б.А. Чайковского, В.И. Рубина и др.

Наиболее богата фортепианная детская литература: мн. композиторы пишут для детей разные по содержанию, жанровой природе, стилистике и технической трудности пьесы. Издана "Фортепьянная музыка для детей и юношества" (1970-76) Кабалевского. В её 13 выпусках-тетрадях содержатся произведения практически всех жанров.

В композиторских организациях работают музыкальные комиссии для детей и юношества. Все филармонии имеют детские отделы, а телевидение и радио — детские редакции. В музыкальных издательствах учреждены редакции музыкальной учебной и просветительской литературы.

В 20 в. возрос интерес к музыкальному творчеству для детей у зарубежных композиторов. В 20-30-е гг. Б. Барток создал "Микрокосмос" — своеобразную фортепьянную школу в 6 тетрадях, которая вводит ученика в мир современной музыки. Много М. для детей написано К. Орфом, разработавшим специфическую систему детского музыкального воспитания и подготовившим для неё 5-томное собрание песен, танцев, пьес, упражнений "Шульверк" (1930). Мн. зарубежные композиторы одним из средств привлечения детей к музыке считают детский музыкальный театр. В 1930 состоялась премьера детской оперы-игры П. Хиндемита "Мы строим город". Ещё более непосредственно вовлекает детей в игру Б. Бриттен в опере "Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" (1949) и др. Бриттену принадлежит и оригинальный "Путеводитель по оркестру для молодёжи", который должен исполняться с пояснениями дирижёра об оркестровых группах и отдельных инструментах во время их звучания.

Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО (создано в 1953).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 151-152)

Ч426.67

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me