Философский словарь

Апологетика

Апологетика(греч. apologeomai — защищаю) — (1) — в традиционно-историческом значении — собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Из трудов, относящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика или "Христа в философской мантии" (100-167), трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог "Апология" — воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту; (2) — в классическо-богословском значении — базовая отрасль теологии ("основное богословие" в православии, "фундаментальная теология" в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучения посредством рациональной аргументации. Включает в себя изложение системы догматов вероучения (см. Вера), доказательства бытия Божьего, обоснование преимущества защищаемой конфессии по сравнению с другими, критику направленных против нее возражений. Максимально развита в православии и католицизме, заменяясь в протестантизме "учением о принципах"; (3) — в культурологическом и историческом значении — произведения высокопоставленных официальных лиц и светски канонизированных теоретиков, посвященные отстаиванию определенной системы идейных ценностей и идеологических приоритетов (см., например: Марксизм-ленинизм, Митин).

А .А. Грицанов
| Ещё

См. также `Апологетика` в других словарях
апологетика
апология, защита, превозношение, заступничество, захваливание, аллилуйщина, восхваление, расхваливание
Словарь русских синонимов
ж. 1) Раздел богословия, в задачи которого входит защита основных положений религиозного вероучения - религиозных догматов. 2) То же, что: апология.
апологетика
, ж.
Раздел богословия, имеющий задачей защиту христианской догмы.
|| перен.
Предвзятая защита, восхваление чего-л.
--- теория реализации Маркса дает сильнейшее оружие не только против апологетики, но и против мещански реакционной критики капитализма. Ленин, Еще к вопросу о теории реализации.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(от греч. apologeisthai - защищаться). 1) ученое изложение доказательств истины и божественного источника христианской религии, написанное Тертуллианом. 2) наука, задачею которой служит доказательство истинности христианского учения и его божественности, а также защита христианской веры.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[< гр. apologetikos - защитительный] - 1) предвзятая защита, восхваление чего-л.; 2) раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
в богословии: доказательства истинности христианского вероучения.
Апологетика `Толковый словарь Кузнецова`
апологетика
АПОЛОГЕ́ТИКА -и; ж. [от греч. apologētikos - оправдательный].
1. Раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности главных религиозных догматов.
2. Безудержное восхваление кого-, чего-л. вопреки явным недостаткам; аполо́гия.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
апологетики, мн. нет, ж. (от греч. apologeomai - говорю в защиту) (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения.
АПОЛОГЕТИКА (от греческого apologetikos - защитительный), раздел богословия, в котором сущность данной религии излагается с целью обращения в нее тех, кто не является ее приверженцем.
раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413-426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды...
АПОЛОГЕТИКА (греч. apologeomai - защищаю) - (1) - в традиционно-историческом значении - собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Из трудов, относящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика или "Христа в философской мантии" (100-167), трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог "Апология" - воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту; (2) - в классическо-богословском значении - базовая отрасль теологии ("основное богословие" в православии, "фундаментальная теология" в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучен...
Апологетика
и апологеты — см. Апология.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Что еще интересного в `Философский словарь` ?
то же самое, что и учение о выражении.
(лат. – нерасчленимое) – особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека (см. Видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной. «Применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует определен...
см. Декарт.
концепция, сводящая математику к логике. Согласно Л., логика и математика соотносятся между собой как части одной и той же науки: математика может быть получена из чистой логики без введения дополнительных основных понятий или дополнительных допущений. Под логикой при этом понимается теория дедуктивного рассуждения.
Л. восходит к идее Г. Лейбница о "сводимости математики к логике". Во втор. пол. 19 в. нем. логик Г. Фреге сформул...
(род. 12 янв. 1764, Цюрих – ум. 17 февр. 1827, Бругг, Аарау) – швейц. педагог и социальный реформатор, основоположник теории научного обучения. Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок. Образование представляет собой саморазвитие осн. си...
(1463—1494) — итальянский философ и гуманист. Мистически верил в силу магии. Преклоняясь перед мудростью Каббалы, изучил древнееврейский, арабский и халдейский языки. Основные сочинения: "900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией", "Речь о достоинстве человека" и др. (Некоторые из представленных тезисов были признаны еретическими и осуждены. П.д.М. был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден и прощен в 1493 Папой Александром VI.) Ссылаясь в "Речи о достоинстве челов...
– в психологии положение гештальт-теории связи, согласно которому характер включения (объединения) множества содержаний сознания в формообразующее целое, осуществляемое естественным путем, может быть принят только исходя из гештальт-качеств целого, возникшего благодаря объединению. Объединение происходит т. о., что возникшее целое так или иначе отличается по форме от др. возможных объединений, т.е. по отношению к др. объединениям оно является прегнантным (см. Прегнантностъ). Из этог...
обобщение учения философов-элеатов (см. Греческая философия). Дискурсивное мышление безошибочно судит о том, существуют вещи или нет. Ничто непосредственно данное не должно безоговорочно приниматься за действительность, напротив, все должно заключать в себе возможность рационального обоснования. Только объяснимое действительно. Того, что нельзя вместить в свободные от противоречий высказывания, не существует. То, что [...
(псевдоним; настоящие имя и фамилия - Иоганн Каспар Шмидт (Schmidt) (1806-1856) - нем. философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. "Единственный и его собственность" (1844) Ш. выступает против разумного общественного порядка и морали, ратуя за анархизм. Анархизм Ш. обосновывает уникальностью и неповторимым своеобразием каждой индивидуальной личности, противоречащей принудительной нивелирующей силе всеобщности. Идеалы, нормы и общественные уложения вс...
(действительное имя Герхард Герхардс) (1469-1536) - выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в монастыре. Его исключительную одаренность заметили знатные покровители, благодаря которым он получил прекрасное образование. По происхождению голландец, жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и считал себя пр...
одно из главных филос. сочинений К.А. Гельвеция. Физическая чувствительность, по Гельвецию, лежит в основе всех человеческих мыслей и действий. Нет врожденного знания; все идеи происходят от ощущений. Умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий между чувственными восприятиями, поэтому всякое суждение является определенным результатом испытанных ощущений. Люди от природы обладают одинаковыми умственными способностями; умственное неравенство - следствие р...
понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие "Lebensformen" было введено нем. психологом и философом Э. Шпрангером в кн. "Жизненные формы. Психология как наука о духе" (1922).
Наиболее известна трактовка данного понятия в поздней филос. концепции Л. Витгенштейна (в его "Философских исследованиях" это понятие упоминается пять раз), воплощающая социокультурный см...
— понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени... Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему....