АПРИОРИ

АПРИОРИ (лат. a priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин — из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина «априорное», предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл «вечными истинами», и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к «Критике чистого разума», говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: «...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта». Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание «складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...». Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем, Кант будет считать априорными только те знания, которые безусловно не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит «чистые априорные» — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще — законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: «все», «вся» и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным — доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась таким образом в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки, к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциональности.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. априори — нареч. 1. филос., лог. Независимо от опыта, до опыта; противоп. апостериори. 2. перен. Не проверяя, не устанавливая чего-л. заранее, предварительно. [лат. a priori] Малый академический словарь
  2. Априори — (от лат. a priori, буквально — из предшествующего) знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее... Большая советская энциклопедия
  3. априори — Априо́ри, неизм. Морфемно-орфографический словарь
  4. априори — орф. априори, неизм. Орфографический словарь Лопатина
  5. априори — АПРИОРИ нареч. [лат. a priori]. 1. Филос., лог. Независимо от опыта, до опыта (противоп.: апостериори). Нельзя решать этот вопрос а. 2. Не проверяя, не устанавливая чего-л. заранее, предварительно. Толковый словарь Кузнецова
  6. априори — АПРИОРИ нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом. Толковый словарь Даля
  7. априори — априори I нареч. обстоят. качества Будучи изначально присущим рассудку, а не приобретённым в процессе опыта; трансцендентально. || противоп. апостериори II нареч. обстоят. качества Заранее, предварительно. Толковый словарь Ефремовой
  8. априори — АПРИ’ОРИ, нареч. (от ·лат. a — от и prior — предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, ант. апостериори. Судить о чем-нибудь априори. Толковый словарь Ушакова
  9. априори — Нареч. [от латин. a – от и prior – предшествующий] (филос.). Независимо от опыта, противоп. апостериори. Судить о чем-н. априори. Большой словарь иностранных слов
  10. АПРИОРИ — АПРИОРИ (от лат. apriori — из предшествующего) — понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии... Большой энциклопедический словарь
  11. априори — АПРИОРИ, нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта; противоп. апостериори. Толковый словарь Ожегова