ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio — истечение) — термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Лев-кипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia — распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», пронизывающего своими потоками — огненной пневмой — все бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса» в стоицизме): «представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия» (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание «дерзости» — tolma). Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом: «все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе» (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре «припоминания» душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом «эросе» (стремлении) к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение (»истечение от верховного светоча»), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что — позднее — в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: «искра Божья» в душе человеческой и ее «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Венского в христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме — отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (»Ареопагитики» и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в ката-фатической (Э. как основа принципа «аналогии бытия», открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, — прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирую-щее Благо с излучающим свет Солнцем (»Государство», VI 508a-509d). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христинства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше «из Среды огня» (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично — в ортодоксальном исламе (кораническая сура «Солнце»); в концепции ишракийа (арабск. «ишрак» — сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет (»Сияющий» у Сухравар-ди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей «свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид» (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологи-ческой оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, про-зреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см.этимологию понятия «Просвещение”).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эманация — -и, ж. книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л. [лат. emanatio] Малый академический словарь
  2. Эманация — I Эмана́ция (позднелат. emanatio — истечение, распространение, от лат. emano — вытекаю, распространяюсь) в античной идеалистической философии и особенно в Неоплатонизме — распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы. Большая советская энциклопедия
  3. ЭМАНАЦИЯ — ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio – истечение, распространение; греч. ἀπόῤῥοια, προβολή, πρόοδος) – философское понятие... Новая философская энциклопедия
  4. эманация — орф. эманация, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. эманация — Эман/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. эманация — ЭМАНАЦИЯ и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система — философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей — Бога. Павленков 1911. Словарь галлицизмов русского языка
  7. эманация — ЭМАНАЦИЯ -и; ж. [лат. emanatio]. Книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л. Э. энергии. Э. ионов из радиоактивной породы. Э. газа. ◁ Эманационный, -ая, -ое. Э-ая способность. Э-ое месторождение. Э. метод. Э-ая теория. Толковый словарь Кузнецова
  8. Эманация — (позднелат. emanatio, от лат. emano — вытекаю) — в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Краткий религиозный словарь
  9. эманация — Эманации, ж. [латин. emanatio] (книжн.). 1. только ед. Истечение чего-н. откуда-н., появление чего-н. в результате выделения из чего-н. более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. 3. только ед. Большой словарь иностранных слов
  10. ЭМАНАЦИЯ — ЭМАНАЦИЯ — Em, исторически первое название элемента радона. ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Большой энциклопедический словарь
  11. эманация — эманация I ж. 1. Тонкое, светящееся излучение, исходящее (согласно оккультно-теософским представлениям) от человека, животного и предметов физического мира. 2. Истечение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира (в древнеримской философии). II ж. Старое название радона. Толковый словарь Ефремовой
  12. эманация — ЭМАН’АЦИЯ, эманации, ·жен. (·лат. emanatio) (·книж. ). 1. только ед. Истечение чего-нибудь откуда-нибудь, появление чего-нибудь в результате выделения из чего-нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. Толковый словарь Ушакова