ЛОГИКА

ЛОГИКА (греч. logos — слово, рассуждение, понятие, разум) — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить. С древности замечено важное свойство познающего мышления человека: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем могут быть признаны и другие утверждения, но не любые, а лишь строго определенные. Познающее мышление, т.обр., подчинено некоей принудительной силе, его результаты во многом детерминированы и предопределены предшествующим знанием. Данное свойство широко использовал Сократ в своих диалогах. Умелой постановкой вопросов он направлял своего собеседника к принятию вполне конкретных выводов. (Характеризуя свой метод, Сократ пояснял, что его манера вести беседу подобна тому, что делает акушерка, которая сама не рожает, но принимает роды. Так и он лишь спрашивает других, способствуя рождению истины, самому же ему нечего сказать.) Поэтому свой метод Сократ назвал майевтикой — искусством повивальной бабки.) Ученик Сократа Платон, затем Аристотель сделали детерминированность мышления предметом специального исследования. Результаты Аристотеля особенно впечатляющи. Его успех связан с тем, что он устранил из рассуждений то, что может быть названо их содержанием, сохранив только форму. Этого он достиг, подставив в суждениях вместо названий с конкретным содержанием буквы (переменные). Например, в импликативном рассуждении: «Если все В суть С и все А суть В, то все А суть В». Подход Аристотеля продемонстрировал тот факт, что достоверность результатов различных по содержанию рассуждений зависит не только от истинности исходных положений (посылок), но и от отношений между ними, способа их соединения, т.е. от формы рассуждения. Аристотель сформулировал важнейшие принципы перехода от истинных посылок к истинным заключениям. Впоследствии эти принципы стали называться законами тождества, противоречия и исключенного третьего. Он предложил первую теоретическую систему форм рассуждений — т.н. ассерторическую силлогистику, имеющую дело с суждениями вида «Все А суть В», «Некоторые А суть В», «Ни одно А не есть В», «Некоторые А не суть В». Тем самым он положил начало науке об общезначимых средствах и формах мышления, законах рационального познания. Позже эту науку стали называть Л.Л. не ограничилась выяснением случаев, когда истинность посылок гарантирует истинность заключения. Эта разновидность рассуждений стала предметом одной ее ветви — дедуктивной Л. Но уже Демокрит обсуждает проблему индуктивных умозаключений, посредством которых осуществляется переход от частных утверждений к общим положениям, имеющим вероятностный характер. Особый интерес к индукции проявляется в 17-18 вв. когда быстро стали развиваться опытные науки. Английскому философу Ф. Бэкону принадлежит первая попытка теоретического осмысления индукции, которая, как он думал, способна служить единственным методом познания природных явлений в целях их применения на пользу людям. Дедукти-визм и индуктивизм — главные направления в развитии Л. вплоть до 19 в. Представители рационалистической философии (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) отдавали предпочтение дедукции, в то время как представители эмпирической (сенсуалистической) философии (вслед за Ф. Бэконом — Гоббс, Локк, Кондильяк, Беркли, Юм) были индуктивиста-ми. Вольф, предложивший всеобъемлющую, по его мысли, систему философского знания как «науку о всех возможных предметах, насколько они возможны», попытался примирить указанные направления. Будучи, в целом, рационалистом, он, тем не менее, энергично подчеркивал решающее значение индукции и опытного знания в отдельных научных дисциплинах (напр, в физике). Однако вольфианские представления о формах и законах мышления, методах познания, сложившиеся в Л. к 19 в., не смогли удовлетворить потребностей бурно развивающейся науки и общественной практики. Кант и особенно Гегель подвергли критике ограниченность рационалистически-метафизического метода. Перед Л. встала задача выработать средства, которые позволяли бы сознательно подходить к изучению сущностных отношений. Серьезная попытка решить эту задачу была предпринята Гегелем. Его выдающейся заслугой является введение в Л. идеи развития и взаимосвязи. Это позволило ему заложить основы диалектической Л. как теории движения человеческой мысли от явления к сущности, от истины относительной к истине абсолютной, от знания абстрактного к знанию конкретному. На основе категорий, принципов и законов диалектической Л. вырабатываются методологические ориентиры исследования содержания предметов во всем их многообразия и противоречивости. В настоящее время Л. представляет собой достаточно разветвленную научную дисциплину. Ее важнейшим и наиболее зрелым разделом является формальная Л. Свое наименование она получила от предмета, которым занимается с древности, — форм мыслей и рассуждений, обеспечивающих получение новых истин на основе уже установленных, и, в первую очередь, критериев правильности и обоснованности этих форм. Долгое время формальная Л. была известна прежде всего в том виде, который придали ей Аристотель и его комментаторы. Отсюда название, соответствующее данному этапу, — аристотелевская Л. Восходящая к Аристотелю традиция породила также другой равнозначный термин — традиционная Л. Неизменность проблематики и методов ее разрешения в рамках аристотелевской Л. на протяжении многих веков дала основание Канту, впервые употребившему термин «формальная Л.», считать, что за две тысячи лет, прошедших со времени Аристотеля, эта Л. не сделала ни одного шага вперед и имеет по существу законченный характер. Кант и не предполагал, что через какие-то полвека после его смерти начнется «второе дыхание» в развитии формальной Л. Этот качественно новый этап был вызван тем, что проблемы, поставленные исследованием логических оснований математики, было невозможно решить средствами аристотелевской Л. Почти одновременно идут процессы логизации математики и математизации Л. При решении логических проблем активно используются математические методы, создаются логические исчисления. Делаются конкретные шаги по реализации идей Лейбница об использовании вычислительных методов в любой науке. Дж. Буль разрабатывает первую систему алгебры Л. Благодаря работам О. де Моргана, У. Джевонса, Э. Шредера, П.С. Порецко-го, Пирса, Фреге, Дж. Пеано, Рассела создаются основные разделы математической Л., становящейся важнейшей ветвью формальной Л. В 20 в., особенно в 20-е и 30-е, в работах Я. Лукасевича, Э. Поста, К. Льюиса, С. Яськовского, Д. Веб-ба, Л. Брауэра, А. Гейтинга, А.А. Маркова, А.Н. Колмогорова, Г. Рейхенбаха, С.К. Клини, П. Детуш-Феврие, Г. Бирк-гофа и др. закладываются основы неклассических разделов формальной Л.: многозначных Л., модальной, вероятностной, интуиционистской, конструктивистской и др. Л. Переход к числу истинностных значений, большему чем два (»истинно», и «ложно»), составляет одну из характерных особенностей неклассических, или, как их часто называют, нехрисипповых Л. В 1930-е развитие формальной Л. связано с решением многих проблем металогики (греч. meta — после, сверх), изучающей принципы построения и общие свойства формальных систем, например, проблемы непротиворечивости, полноты, независимости системы аксиом, разрешимости, возможностей этих систем выражать содержательные теории и др. Закладываются основы т.наз. «машинного мышления». Исследование указанных проблем ознаменовалось выдающимися открытиями, имеющими важное мировоззренческое и методологическое значение и связанными с именами Тарско-го, К. Геделя, А. Черча. Наибольшую известность получила теорема К. Геделя о неполноте формализованных систем, в т.ч. арифметики натуральных чисел и аксиоматической теории множеств. В соответствии с этой теоремой, в каждой из таких систем имеются предложения, которые в их рамках нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Тем самым было показано, что ни одна действующая научная теория не может быть втиснута в рамки формализма. А. Черч доказал теорему, согласно которой, не существует алгоритмов для решения многих классов задач, не говоря уже об алгоритме, позволяющем решать любую задачу (об изобретении такого алгоритма мечтали многие выдающиеся логики и математики). Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях: 1) выработка новых систем неклассической Л. (Л. императивов, оценок, вопросов, временной, индуктивной Л., теории логического следования и т.д.), исследование свойств этих систем и отношений между ними, создания их общей теории; 2) расширение сферы применения формальной Л. Важнейший конечный результат, полученный в этом направлении, — то, что формальная Л. стала не только инструментом точной мысли, но и «мыслью» первого точного инструмента — компьютера, непосредственно в роли партнера включенного человеком в сферу решения стоящих перед ним задач. Л. (в сумме всех своих разделов) стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей. Она широко применяется в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и этике. Ее формальные разделы являются исходной основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации. Без принципов и законов Л. не мыслима современная методология познания и общения. Изучению Л. всегда придавалось большое значение. Уже Парме-нид поучал еще неопытного в философии Сократа: «Твое рвение к рассуждениям, будь уверен, прекрасно и божественно, но, пока ты еще молод, постарайся поупражняться больше в том, что большинство считает пустословием (т.е. оперировании абстрактными понятиями — В.Б.) в противном случае истина будет от тебя ускользать». Как видим, уже в древности понимали, что дисциплина, которой позже было присвоено имя Л., играет прежде всего большую методологическую роль — как средство отыскания истины.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Логика — Термин, относящийся к логике Словарь аббревиатур
  2. ЛОГИКА — ЛОГИКА (греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности. Новая философская энциклопедия
  3. логика — -и, ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная логика. Диалектическая логика. 2. Ход рассуждений, умозаключений. Это был человек безукоризненной логики, всегда лучше других умевший обосновать то, в чем он был убежден. Малый академический словарь
  4. ЛОГИКА — ЛОГИКА (от греч. logik — соответствующий рассуждениям) — англ. logic; нем. Logik. 1. Совокупность наук о законах и формах правильного мышления. 2. Разумность, внутренняя закономерность ч.-л., напр., Л. событий. Социологический словарь
  5. логика — Ло́г/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. Логика — (греч. logike̅́) наука о приемлемых способах рассуждения. Слово «Л.» в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит. В духе традиции с понятием... Большая советская энциклопедия
  7. логика — орф. логика, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. логика — Греческое – logos. Слово ведет свое происхождение из греческого языка. Первоисточник – греческое слово, в переводе означающее «разум». Путем добавления суффикса было образовано греческое слово logike. Этимологический словарь Семёнова
  9. логика — • безупречная ~ • железная ~ • непогрешимая ~ • непоколебимая ~ Словарь русской идиоматики
  10. Логика — (греч. logike, от logikos — построенный на рассуждении) наука о способах доказательств и опровержений; дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знаний, умственных построений. Основателем Л. считается Аристотель. Педагогический терминологический словарь
  11. логика — ЛОГИКА (от греч. logik (logos) — слово, разум, рассуждение) — наука о правильных (корректных) рассуждениях. Традиционно рассуждение состоит из последовательности предложений, названных посылками, из которых следует единственное предложение... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  12. логика — Железная логика Словарь синонимов Абрамова
  13. логика — (иноск.) — соображения, рассуждения, (собств.) логика — наука правильно мыслить, рассуждать Ср. "Где же тут логика?" — "где же тут здравый смысл, последовательность?" Ср. Судья... должен говорить, подобно Лютеру: "ich kann nicht anders!... Фразеологический словарь Михельсона
  14. логика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? логики, чему? логике, (вижу) что? логику, чем? логикой, о чём? о логике; нар. логически 1. Логикой называется наука о законах и формах мышления. Математическая логика. | Диалектическая логика. | Изучать логику. Толковый словарь Дмитриева
  15. логика — Заимств. в XVII в. из лат. яз., где logica < греч. logikē, суф. производного от logos в значении «разум». См. филология. Этимологический словарь Шанского
  16. логика — Ход рассуждений, умозаключений; убеждение, точка зрения. Бабская (разг.), безукоризненная, беспощадная, беспристрастная, блестящая, внутренняя, гибкая, дикая (разг. Словарь эпитетов русского языка
  17. логика — ЛОГИКА -и; ж. [от греч. logkē — наука о мышлении] 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л. 2. Ход рассуждений, умозаключений. Л. мышления. Понять л. суждений преподавателя. Нарушить л. объяснения поступков. Толковый словарь Кузнецова
  18. логика — ЛОГИКА, и, ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л. 2. Ход рассуждений, умозаключений. У этого человека своя л. Женская л. (непоследовательная, непонятная; шутл.). 3. Разумность, внутренняя закономерность чего-н. Л. вещей. Толковый словарь Ожегова
  19. логика — Логики, ж. [греч. logike от logos – слово, разум]. 1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). 2. Разумность, правильность умозаключений. Говорить с неотразимой логикой. 3. Внутренняя закономерность. Неумолимая логика истории. Большой словарь иностранных слов
  20. логика — Л’ОГИКА, логики, ·жен. (·греч. logike от logos — слово, разум). 1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). Толковый словарь Ушакова
  21. логика — Восходит к латинскому logos, означающему "слово, разум" и в свою очередь восходящему к греческому logike. Этимологический словарь Крылова
  22. логика — ЛОГИКА ж. греч. наука здравомыслия, наука правильно рассуждать; умословие. Логик м. умослов, правильный и здравый мыслитель, знающий науку правильного рассуждения. Логический, логичный согласный с логикою; здравое, правильное рассуждение. Толковый словарь Даля
  23. Логика — (от λόγος, разум, слово, мышление) — по мнению одних, наука о доказательстве, по мнению других, наука о законах и формах мышления. Чтобы познать сущность Л. и ее задачи, следует обратиться к истории. I. Л. есть продукт греческого ума. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  24. ЛОГИКА — ЛОГИКА (греч. logike) — наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Большой энциклопедический словарь
  25. логика — логика I ж. 1. Наука о законах и формах мышления. 2. Научная дисциплина, изучающая способы доказательств и опровержений. II ж. 1. Внутренняя закономерность, присущая явлениям природы, общества. 2. Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений. Толковый словарь Ефремовой
  26. логика — ло́гика Возм., через нем. Logik (ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 39) от лат. lоgiса, греч. λογική. Этимологический словарь Макса Фасмера