ОДИНОЧЕСТВО

ОДИНОЧЕСТВО — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ). В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в «критической О.» Н. Гартмана; трансцендентальная О. неотомизма и др. С другой стороны, параллельно этой интерпретации О. развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетранс-цендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и т.п. Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О. явилась «критическая философия» Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, — вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О. оценивается Кантом как «догматизм» онтологизации ментальных конструкций. Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Радикальная критика О. задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова (»кризис О.» 19 в.) к новой версии постановки онтологической проблемы. Понятие О., сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема. 19-20 вв. характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации «воли» в концепции Шопенгауэра); логические (»быть — значит быть значением связанной переменной» в логическом анализе Куайна); языковые (»действительность производится заново при посредстве языка» в лингвистической концепции Э. Бенвениста). В контексте этой установки О. конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является «принцип онтологической относительности» Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, т.е. построения новой теории (Тn+1), и т.д. Проблема О. трансформируется в результате как «проблема перевода», т.е. интерпретации логического формализма, однако его «радикальный перевод» в принципе невозможен, ибо «способ референции» объективности в суждении «не прозрачен» и, значит, неопределенен. Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в., экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции. Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида. Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие — Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия. Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, — человек выступает как «пастух бытия», слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения. — И вне своего великого предназначения — «сказать Бытие» — человек есть не более, как «работающий зверь». Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к «истине бытия», которое живет в языке (»язык — это дом бытия»). Феномен «ок-ликания бытия» оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии. Как явление социального порядка и проблема, О. получило особое распространение в современном мире (феномены «толпы одиноких»), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного (»живого») общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, «бегства от действительности» и «внутренней эмиграции». В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Одиночество — Распад отношений и связей внутреннего мира личности. Не обязательно отождествляется с состоянием физически изолированного человека, часто человек испытывает одиночество не в изоляции, а в семье, в толпе, в привычной компании. Сексологическая энциклопедия
  2. одиночество — -а, ср. Состояние одинокого человека. Одиночество для Пантелея Еремеича наступило совершенное: не с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. Тургенев, Конец Чертопханова. Одиночество не пугает [меня]. Проживу до зимы, а там пойду разыскивать становье остяков. Арамилев, В лесах Урала. Малый академический словарь
  3. ОДИНОЧЕСТВО — ОДИНОЧЕСТВО — англ. loneliness; нем. Einsamkeit. Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания. см. АУТИЗМ. Социологический словарь
  4. одиночество — Один/о́ч/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  5. одиночество — орф. одиночество, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. одиночество — • абсолютное ~ • глубокое ~ • жуткое ~ • невыносимое ~ • острое ~ • полное ~ • совершенное ~ • страшное ~ Словарь русской идиоматики
  7. Одиночество — Одиночество, одинокий, одиначество, одинакий. К числу слов, появившихся в древнерусском книжном языке XI—XII вв. под влиянием старославянских моделей, относится слово одиночьство (ср. старославянизм единачьство). Историко-этимологический словарь
  8. одиночество — В одиночестве Словарь синонимов Абрамова
  9. одиночество — сущ., с., употр. часто (нет) чего? одиночества, чему? одиночеству, (вижу) что? одиночество, чем? одиночеством, о чём? об одиночестве 1. Одиночеством называют такое состояние человека, когда у него нет семьи, близких. Толковый словарь Дмитриева
  10. одиночество — Абсолютное, безнадежное, безрадостное, безысходное, величественное, глубокое, глухое, гордое, горестное, горькое, грустное, жалкое, жгучее, жестокое, жуткое, круглое, мрачное, мучительное, невыносимое, несносное, острое, печальное, полное, пустое... Словарь эпитетов русского языка
  11. одиночество — • Гробовое (Бунин). • Круглое (Некрасов). • Тоскливое (Апухтин). • Угрюмое (Тургенев). • Унылое (Грин). Словарь литературных эпитетов
  12. одиночество — ОДИНОЧЕСТВО -а; ср. Состояние одинокого человека. О. меня тяготит. Её пугало о. старости. Куда нам бежать от одиночества? Репетировал в одиночестве (совсем один, без других). Остался в полном одиночестве (абсолютно один). Толковый словарь Кузнецова
  13. одиночество — ОДИНОЧЕСТВО, а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве. Толковый словарь Ожегова
  14. одиночество — ОДИН’ОЧЕСТВО, одиночества, мн. нет, ср. (·книж. ). Состояние одинокого человека. «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса.» Чехов. «В одиночестве способен жить не всякий.» Крылов. «- Эх, одиночество круглое! Не посулю никому!» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  15. одиночество — одиночество ср. 1. Положение, состояние одинокого человека. 2. Пребывание в таком положении, состоянии. Толковый словарь Ефремовой
  16. одиночество — См. один Толковый словарь Даля