ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как «необходимую» для объяснения и «самую лучшую» (см. критику Платоном в «Федоне» Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, «объяснит необходимую причину — сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще»). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом — западной) философской и культурной традиции. Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельност-ного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт — как объектная составляющая деятельности — и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету — как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (»у-вэй» в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos — см. ДЕМИУРГ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах, которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики «Зевс дождит»). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую (»действующая причина»), но и ее структурирующий потенциал (»формальная причина») и целесообразность (»целевая причина»). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телео-логизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы (»природа ничего не делает напрасно») в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles — законченный и echo — имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие «предустановленной гармонии», в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает «живым зеркалом Вселенной» и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется — наряду с онтологическим и космологическим — в качестве фундаментального. Принцип «конечных причин» (causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Г. Лотце, Э. Гарт-мана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма, конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть «особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения». — Тем не менее, данное понятие может играть роль «хорошего эвристического принципа». Таким образом, в немецкой классической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму ла-пласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля). Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации «мира природы» с его каузальными закономерностями и «мира свободы» (т.е. духовной культуры) — с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: — в физиологии (витализм, холизм), — в психологии (»физиология активности» и современный бихевиоризм), — в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), — в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), — в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализ-ме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название «Поведение, целенаправленность и Т.»), — в социальной антропологии (»Т. субъекта» в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), — в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штегмюллера), — в аксиологии (анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Телеология — (от греч. télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и... логия (См. ...Логия) идеалистическое учение о цели (См. Цель) и целесообразности (См. Целесообразность). В противовес Детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему... Большая советская энциклопедия
  2. телеология — -и, ж. Идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются богом, или является внутренними причинами природы. [От греч. τέλειος — достигший конца, цели и λόγος — учение] Малый академический словарь
  3. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ – см. Целесообразность. Новая философская энциклопедия
  4. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teles — род, падеж, teleos — цель и logos — слово, учение) — англ. teleology; нем. Thele-ologie. 1. Учение о цели и целесообразности. Социологический словарь
  5. телеология — орф. телеология, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. телеология — Теле/о/ло́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. Телеология — (греч. telos – цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Толковый словарь психиатрических терминов
  8. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ и, ж. téléologie f. <�н.-лат. teleologia <�гр. telos конец, цель+ logia учение о.. Антинаучное религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому вся история мира является осуществлением заранее предопределенной... Словарь галлицизмов русского языка
  9. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. xiXoq — цель, завершение и А.6уос, — учение) — учение или метод, выбирающие цель в качестве принципа объяснения. Как философская доктрина, Т. возникает в греч. философии у Анаксагора и Сократа. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. телеология — (от греч. telos, род. падеж teleos — цель, результат, завершение и логия), идеалистич. учение об изначальной целесообразности в природе, приписывание внутр. цели развитию живой природы. Телеологич. Биологический энциклопедический словарь
  11. Телеология — (Телео- + греч. logos учение) идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, что в действительности присуще лишь деятельности человека. Медицинская энциклопедия
  12. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ -и; ж. [от греч. telos (teleos) — достигший конца; цель и logos — учение] Идеалистическое учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой богом или природой целью. Критика телеологии. Толковый словарь Кузнецова
  13. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ, и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью. | прил. телеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. телеология — Телеологии, мн. нет, ж. [от греч. telos – конец, цель и logos – учение]. 1. Учение, по к-рому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). Большой словарь иностранных слов
  15. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos, род. п. teleos — цель и...логия) — философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию) — которые или устанавливаются Богом (Х. Большой энциклопедический словарь
  16. телеология — телеология ж. Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом или природой. Толковый словарь Ефремовой
  17. телеология — ТЕЛЕОЛ’ОГИЯ, телеологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. telos — конец, цель и logos — учение). 1. Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). Толковый словарь Ушакова
  18. Телеология — и физико-теологическое доказательство бытия Бога. — Термин телеология означает учение о целях. В той мере, в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой природы... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона