ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) — термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. — 14-16 вв. Термин «В.» впервые встречается у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеология В. получила в трудах Николая Кузанского, Л. Баллы, Дж. Пико делла Ми-рандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампа-неллы, Макиавелли (в Италии), М. Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневековые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействовали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма — мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Петрарка, выступивший против ее формально-логического метода, ее сосредоточенности лишь на метафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика как «наука жизни», а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внекон-фессиональное отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источников истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии. Христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма — Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую — Карда-но, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое — Вселенная — отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени — рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонани, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда — напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли В. можно выделить два основных направления — республиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э.Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обосновывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, основанной на подчинении частных интересов граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное совершенствование отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политических вопросов в античной традиции приоритет отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания — мимесиса. Для того, чтобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, — такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. «Подражание природе» сочеталось с культом античного художественного наследия. Однако в основе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обновлению, построению новой культуры. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Возрождение — 1. см. Ренессанс. 2. см. Журналы русские. Литературная энциклопедия
  2. Возрождение — Краснозаводск Топонимический словарь
  3. ВОЗРОЖДЕНИЕ — Ренессанс (франц. Renaissance), — термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии — 14-16 вв., в др. странах — кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. Советская историческая энциклопедия
  4. Возрождение — Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы (сер. 15-16 вв., в Италии с 14 в.), в течение к-рой совершился переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Музыкальная энциклопедия
  5. Возрождение — I Возрожде́ние Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы... Большая советская энциклопедия
  6. возрождение — орф. возрождение, -я (восстановление) и Возрождение, -я (ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе) Орфографический словарь Лопатина
  7. возрождение — (иноск.) — пробуждение к новой (духовной) жизни (как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка) Ср. Варварский период (удельного времени у нас) важен только в общих чертах — как причина нашей отсталости как раз в момент возрождения Европы. Фразеологический словарь Михельсона
  8. Возрождение — Сущ. «возрождение» (Тит 3:5) и соотв. прич. «возродивший», «возрожденные» (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в к-ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной жизни (см. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. возрождение — см. >> восстановление Словарь синонимов Абрамова
  10. возрождение — Возрожд’ение (1Пет.1:3 ,23; Тит.3:5) — новое рождение, возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной, обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения (освобождения от власти тления) ожидает и все творение (Рим.8:21). Библейский словарь Вихлянцева
  11. Возрождение — Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Художественная энциклопедия
  12. возрождение — Воз/рожд/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  13. Возрождение — См. Ренессанс. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Эпоха Возрождения, или Ренессанс (франц. re — вновь, naissance — рождение) — общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Зап. Архитектурный словарь
  14. возрождение — ВОЗРОЖДЕНИЕ -я; ср. 1. Возобновление прекратившегося существования чего-л.; подъём после периода упадка, разрушения. Хозяйственное в. страны. В. искусства. 2. [с прописной буквы] Период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы 14 — 16 вв. Толковый словарь Кузнецова
  15. возрождение — См. возрождать Толковый словарь Даля
  16. возрождение — ВОЗРОЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. возродить, ся. 2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье). Толковый словарь Ожегова
  17. возрождение — ВОЗРОЖД’ЕНИЕ, возрождения, мн. нет, ср. (·книж. ). 1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. «Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны.» Ленин. Толковый словарь Ушакова
  18. возрождение — 1. возрождение I ср. Архитектурный стиль эпохи Ренессанса, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры. II ср. Эпоха расцвета, подъёма в развитии науки и искусства какой-либо страны. III ср. 1. Процесс действия по гл. Толковый словарь Ефремовой
  19. ВОЗРОЖДЕНИЕ — "ВОЗРОЖДЕНИЕ" — 1) русское периодическое издание, Лондон: еженедельная газета (1926-35) — еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик — В. Ф. Ходасевич (с 1927). Большой энциклопедический словарь
  20. Возрождение — (Ренессанс) (фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Словарь по культурологии