Поэтический словарь

Амфибрахий

Амфибрахий
амфибрахий
АМФИБРА´ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: ⌣⌣̅⌣̅⌣. Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога ⌣ и хорея ⌣̅⌣̅⌣ = ⌣⌣̅⌣̅⌣. По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой ⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣. Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы.
2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа ⌣ | ⌣́⌣; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣. Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник).
Вот образцы русского А.
Трехкратный А.:
Под | грохот пол | ночных снарядов,
В пол | ночный воз | душный на | лет ^
В же | лезных но | чах Ленин | града
По | городу | Киров и | дет. /
(Н. Тихонов)
Четырехкратный А.:
Од | нажды в сту | деную | зимнюю | пору
Я | из лесу | вышел; был | сильный мо | роз. /
Гля | жу, подни | мается | медленно | в гору
Ло | шадка, ве | зущая | хворосту | воз. /
(Н. Некрасов)
Пятикратный А.:
Стыд | ливый под | снежник над | прелью ве | сенних про | талин.
На | бухшие | почки, го | товые | брызнуть лист | вой. /
И | дет баталь | он вдоль ды | мящихся, | черных раз | валин.
Зве | нит сине | вой задне | провский про | стор ветро | вой. /
(А. Сурков)
Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):
Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас | сическим | Римом,
Под | этаким | небом не | вольно художником | станешь. / | / /
При | рода и | люди здесь | будто дру | гие, как | будто кар | тины
Из | ярких сти | хов анто | логии | древней Эл | лады. / | / /
(А. Майков)
Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:
Гус | тая кра | пива
Шу | мит под ок | ном. /
Зе | леная | ива
На | висла шат | ром. /
(А. Фет)
Или:
Мы | ехали | шагом,
Мы | мчались в бо | ях, /
И | «Яблочко»- | песню
Дер | жали в зу | бах. /
(М. Светлов)
В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:
Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо | ях, /
И | «Яблочко»- | песню дер | жали в зу | бах. /
Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские:
Гля | жу, как бе | зумный, на | черную | шаль. /
И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966

См. также `Амфибрахий` в других словарях
(от греч. ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:
Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт. А. может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. конец примера); характерный затакт позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. А. широко распространён в музыке. Он отличается уравновешенностью частей и связан с несколькими муз. жанрами, основанными на метрич. трёхдольности (менуэт, скерцо, баркарола, гондольера). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым вторым тактом. 2) По аналогии с антич. метрикой А. называют фигуру из короткого, долгого и короткого звуков, типа
Амфибрахий`Формы слов`
амфибрахий
амфибра́хий,
амфибра́хии,
амфибра́хия,
амфибра́хиев,
амфибра́хию,
амфибра́хиям,
амфибра́хий,
амфибра́хии,
амфибра́хием,
амфибра́хиями,
амфибра́хии,
амфибра́хиях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

амфибрахий
, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается между двумя неударными, например:
После́дня|я ту́ча | рассе́ян|ной бу́ри! | Одна́ ты
| несе́шься | по я́сной | лазу́ ри (Пушкин, Туча).
[греч. ’αμφίβραχος]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(греч. amphibrachys, от amphi - по обе стороны, и brachys - короткий). Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог долгий, а крайние два - короткие; напр.: По синим| волнам о|кеана.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
в стихосложении: стопа из двух кратких слогов и одного долгого между ними.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
греч. amphibrachys, от amphi, по обе стороны, и brachys, короткий. Стопа, состоящая из двух кратких и средн...
Амфибрахий
(греч. amphi - вокруг, brachys - короткий)
   трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог обрамлен двумя краткими (безударными): U-U.
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

Смотреть `Амфибрахий` во всех словарях