Поэтический словарь

Анапест

Анапест
анапест
АНА´ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ⌣̅⌣̅⌣⌣, а А. ⌣⌣⌣̅⌣̅). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.
2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа ⌣⌣ | ⌣́. Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы вносит печально.
(1759 г.)
Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.
Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:
Я те | бе ниче | го не ска | жу,
Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,
И о | том, что я | молча твер | жу,
Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.
(А. Фет)
Я у | бит подо | Ржевом / | /
В безы | мянном бо | лоте, / | /
В пятой | роте, на | левом, / | /
При жес | током на | лете. / | /
(А. Твардовский)
То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):
Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. / | /
А тю | ремные | дни будто | годы; / | /
И ок | но высо | ко над зем | лей, / / | /
А у | двери сто | ит часо | вой. / / | /
(М. Лермонтов)
Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):
Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, / | /
И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, / / | /
Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев / | /
Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. / / | /
(М. Исаковский)
Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):
До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, / / | /
Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. / | /
Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, / / | /
Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. / | /
(А. Сурков)
╔ Я пи | шу, как ды | шу.
╚ По дру | гому пи | сать не у | мею. / | /
╔ Поде | литься спе | шу
╚ То вос | торгом, то | болью сво | ею. / | /
(В. Звягинцева)
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966

См. также `Анапест` в других словарях
анапест
АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).
Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
анапест
ана́пест

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

анапест
сущ., кол-во синонимов: (4)
↑антидактиль (1)
↑метр (12)
↑размер (37)
↑стопа (36)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
Смотреть `Анапест` во всех словарях