Поэтический словарь

Бахарь

Бахарь
бахарь
БА´ХАРЬ, баятель — в древней Руси рассказыватель басен, историй, сказок. Б. обычно были старики-инвалиды, часто слепые старцы. История сохранила имена некоторых придворных Б.: у царя Михаила Федоровича Б. были Клим Орефин, Петр Сапогов и Богдан Путята, у Василия Шуйского — Иван. Б. изредка встречались и в 19 в. Так, Л. Толстой писал в своих «Воспоминаниях детства»: «Лев Степанович был слепой сказочник (он был уже стариком, когда я знал его), — остаток старинного барства, барства деда. Он был куплен только для того, чтобы рассказывать сказки».
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966
| Ещё

См. также `Бахарь` в других словарях
бахарь
сущ., кол-во синонимов: (9)
↑бакуня (6)
↑бахвал (15)
↑бахирь (1)
↑говорун (45)
↑краснобай (46)
↑рассказчик (20)
↑сказитель (16)
↑сказочник (9)
↑хвастун (24)
Словарь синонимов ASIS
бахирь, см. бахорить.
бахарь ба́харь "болтун, хвастун, колдун", бахо́рить "болтать"; ср. сербохорв. ба̏хорити "колдовать", словен. báhati "хвастать", bahoríti "колдовать", чеш. báchora "россказни, сказки", bachořiti "болтать", в.-луж. bachtaćso, н.-луж. bachtaśse "сплетничать". По Бернекеру (1, 38 и сл.), производное от ба-; ср. ба́ять, ба́сня, как знахарь от знать. Неправильно пытается предложить рискованное сравнение с др.-инд. bhaṣ- "говорить, сказать" и бесе́да Маценауэр (LF 7, 4 и сл.). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Поэтический словарь` ?
вирелэ ВИРЕЛЭ´ (франц. virelai, от virer — кружиться) — шестистрочная строфа старофранцузской поэзии. Строфа разбивается на трехстишия, в каждом из которых первые два стиха взаимно рифмуются, третий же, укороченный стих первой полустрофы рифмуется с укороченным стихом второй полустрофы. На В. похожи следующие русские стихи: А в ненастные дни Собирались они Часто; Гнули — бог их прости! — От пятидесяти На сто... (А. Пушкин) Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П...
галлицизмы ГАЛЛИЦИ´ЗМЫ (франц. gallicisme, от лат. gallicus — гальский) — слова, заимствованные из французского языка (манто, пальто, жабо, куражиться), или оборот речи, составленный по французскому образцу. Пушкин писал о Г. в «Евгении Онегине»: В последнем вкусе туалетом Заняв ваш любопытный взгляд, Я мог бы пред ученым светом Здесь описать его наряд; Конечно б, это было смело, Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет. Дактилическая рифма
дактилическая рифма ДАКТИЛИ´ЧЕСКАЯ РИ´ФМА — рифма с ударением на третьем от конца слоге, например: Тучки небесные, вечные стра´нники! Степью лазурною, цепью жемчу´жною Мчитесь вы, будто как я же, изгна´нники, С милого севера в сторону ю´жную. (М. Лермонтов) Чаще других русских поэтов Д. р. пользовался Н. Некрасов; его творчество близко к народной поэзии, произведения которой в большинстве своем построены на трехсложной клаузуле: В полном разгаре страда деревенск...
дойна ДО´ЙНА — лирическая народная песня румын и молдаван; часто носит характер импровизации. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
задержание ЗАДЕРЖА´НИЕ — см. ретардация. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
альтернирующий ритм АЛЬТЕРНИ´РУЮЩИЙ РИТМ (от лат. alterno — чередуюсь, меняюсь) — обозначение смены сильного слога слабым и обратно в хореическом и ямбическом стихах. Применение этого термина, введенного в русскую поэтику Б. Томашевским, обусловлено предпосылкой, что и хорей ⌣́⌣ и ямб ⌣⌣́ в силлаботоническом стихе образуются в результате повторения двусложных стоп, т. е. парных слогов, из которых один является сильным по положению, а другой — слабым (для хореического ритма), или наоборот — первы...
обратная гипербола ОБРА´ТНАЯ ГИПЕ´РБОЛА — то же, что литота. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
плеоназм ПЛЕОНА´ЗМ (от греч. πλεονασμός — излишество) — многословие, излишние определительные слова в фразе. Таковы П., которыми мы пользуемся на каждом шагу: приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно, курносый нос, побежал бегом, видел своими собственными глазами и пр. Примеры П. у поэтов. Туда пешком печальный граф Идет и над пещерой темной Зрит надпись... (А. Пушкин) Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон о...
прибаутка ПРИБАУ´ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал». Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
тах ТАХ (арм.) — в армянской поэзии старинная светская или духовная песня (в отличие от современной песни, называемой «эрг»). Тахаран — песенник, сборник Т. В древней Армении поэт, сочинявший и записывавший свои Т., назывался тахасац Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
апокопа АПОКО´ПА (греч. ἀποκοπή — отсечение) — отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например: Вот мельница в присядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ (А. Пушкин) В своих примечаниях к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские: „Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом по...
фактура стиха ФАКТУ´РА СТИХА´ (от лат. factura — обработка, мастерство) — совокупность технологических приемов поэта, которые наряду с идейно-художественным замыслом определяют степень его поэтической культуры и мастерства. Ф. с. проявляется главным образом в лексике, фонике, ритме стиха. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
аппликация АППЛИКА´ЦИЯ (лат. applicatio, букв. — прикладывание) — стилистический прием вмонтирования в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы, поговорки, прозаического или поэтического отрывка и т. п.) в качестве прямой цитаты — ссылки или в ином, деформированном виде, например: На критиков я еду, не свищу, Как древний богатырь, а как наеду.. Что ж? поклонюсь и приглашу к обеду. (А. Пушкин) Дохлая рыбка плывет одна. Висят плавнички как подбитые крылы...
аристофанов стих АРИСТОФА´НОВ СТИХ (’Αριστοφάνειον μέτρον) — античный десятидольный (десятиморный) стих о семи слогах следующего ритмического строения:⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣, т. е. соединение одной дактилической и двух хореических стоп. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
атонирование АТОНИ´РОВАНИЕ (греч. ἀ — частица отрицания и τόνος — напряжение, удар; тон) — в метрическом стопном стихе ослабление или утрата акцента в слове, занимающем подчиненное или второстепенное место в фразе, и усиление за счет этого акцентности в смежных словах. Чаще А. наблюдается в словах, подпадающих под анакрузу, например: Солнца | лу´ч промеж | ли´п был и | жгу´ч и вы | сок. (А. Фет) С дру | жиной сво | ей в царе | градской бро | не / Князь | по...