Поэтический словарь

Катрен

Катрен
катрен
КАТРЕ´Н (франц. quatrain, от лат. quattuor — четыре) — четырехстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль. Наиболее распространенная форма рифмовки в К. — авва. К. называются также четверостишия в первой половине сонета, в отличие от двух трехстиший в конце его, называемых терцетами
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966
| Ещё

См. также `Катрен` в других словарях
катрен
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑четверостишие (6)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
м. (а также устар. катрень) Четверостишие, заключающее в себе законченную мысль.
см. Сонет.
(франц. quatrain, от quatre - четыре). Четверостишие.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
франц. quatrain, от quatre, четыре. Четверостишие.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
катрен
КАТРЕ́Н -а; м. [франц. quatrain] Лит. Четверостишие (в составе сонета) с законченной мыслью.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
Катрен см. Сонет.
(рэ), катрена, м. (фр. quatraine) (лит.). Строфа в четыре стиха, четверостишие.
Катрен (франц. quatrain, от quatre — четыре)
четверостишие, отдельная строфа из четырёх строк. Система рифмовки в К.: абаб (перекрёстная рифма), аабб (парная), абба (опоясывающая). В персидской поэзии (рубай (См. Рубаи)) и в подражаниях ей употребляется форма ааба, реже аааа. К. используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений. К. называются также четырёхстрочные строфы Сонета. Пример К. как самостоятельные стихотворения:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
Ф. И. Тютчев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
КАТРЕН (франц. quatrain) - законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк. Метр и расположение рифм не канонизированы, но наиболее частая форма - «abba». К. появляется во французской поэзии очень рано: уже в «Jeu d’Adam» XII в. наиболее важные места текста выделены К. из десятисложников, встречаются К. и из александрийских стихов. Образец К. из восьмисложников дает напр. знаменитая «эпитафия» Вийона. Сжатая форма К. применяется для различного рода надписей, эпитафий, дидактических изречений; легко поддается она и эпиграмматическому заострению. Многочисленные образцы русского К. дают эпиграммы Пушкина, Соболевского и др. поэтов первой половины XIX в. Образцом неэпиграмматического К. может служить тютчевское: «Умом России не понять»...К. или картетом (quartette) называются также четырехстрочные строфы сонета в отличие от трехстрочных терцетов (terzette).
Катрен
КАТРЕН — строфа, станс, имеющие четыре строки, связанные общими рифмами и имеющие завершенный смысл. В настоящее время главным образом употребляется для обозначения первых двух частей сонета (см.). Рифмование в сонете: ваав, ваав; авва, авва; вава, вава; и английский тип — ваав, авав.
И. Р.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель 1925
катрен
- (от франц. quatrain - четыре) - вид строфы (см. строфа): четверостишие, строфа из четырех строк:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А.С. Пушкин
Словарь литературоведческих терминов 2005
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Поэтический словарь` ?
диереза ДИЕРЕ´ЗА (греч. διαίρεσις — разделённость) — в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), например сто´пы хорея⌣̅⌣̅⌣ и ямба ⌣⌣̅⌣̅ могли быть заменены равноценной по своему долевому объему стопой трибрахия ⌣⌣⌣, где долгий слог как бы «распускается» на два коротких (ср. синереза). В русской метрике Д. принято называть особый стилистический прием фонетического характера: 1) раздельное произнесение односложного дифтонга (с «...
enjambement ENJAMBEMENT (франц., от enjamber — перешагнуть) — см. перенос. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
квалитативное стихосложение КВАЛИТАТИ´ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от лат. qualitas — качество) — термин традиционной поэтики, относимый к общеевропейской (или русской классической) системе равносложного, силлабо-тонического стиха, в котором нет различия слогов долгих и кратких, но имеется качественное различие ударных и безударных слогов. Квалитативному, или качественному, стихосложению противопоставляется т. н. квантитативное стихосложение. Поэтический словарь. — М.: Советская Э...
авторская глухота А´ВТОРСКАЯ ГЛУХОТА´ — условный термин, предложенный М. Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях А. г. является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Явления А. г. свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам....
амфимакр АМФИМА´КР (греч. ἀμφίμακρος, от ἀμφί — около, кругом и μακρός — большой, долгий) — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих: ⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅. В общеевропейскую метрику А. не вошел. Однако некоторые стиховеды (Г. Шенгели) считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах: | Ленты да | радуг...
пантуны ПАНТУ´НЫ (индон. pantun) — народные четверостишия в индонезийской поэзии. Популярность П. огромна, они откликаются на разные случаи жизни. П. можно сравнить в этом отношении с русскими частушками. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
плеоназм ПЛЕОНА´ЗМ (от греч. πλεονασμός — излишество) — многословие, излишние определительные слова в фразе. Таковы П., которыми мы пользуемся на каждом шагу: приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно, курносый нос, побежал бегом, видел своими собственными глазами и пр. Примеры П. у поэтов. Туда пешком печальный граф Идет и над пещерой темной Зрит надпись... (А. Пушкин) Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон о...
поэтическая вольность ПОЭТИ´ЧЕСКАЯ ВО´ЛЬНОСТЬ — см. вольность поэтическая. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
антиспаст АНТИСПА´СТ (греч. ἀντίσπαστος — оттянутый в сторону) — античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣, комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей). Имитированный А., противоположный хориямбу, в русской поэзии встречается редко: В красе´ гро´зной | блести´т по´лдень, Лучи´ зно´йны | густя´т во´здух, Томя´т зе´млю.
романс РОМА´НС (испан. romance, от позднелат. romance — по-романски, т. е. по-испански) — старинная форма испанского стиха, чаще восьмисложного (хорей), в котором концы четных строк связаны между собой гласным ассонансом. Р. был сначала лиро-эпическим стихотворением. Расцвет испанского Р. — 16—17 вв. (Лопе де Вега, Кеведо, Гонгора), когда произошло деление Р. на любовные, сатирические и шуточные. В дальнейшем эта форма стиха распространилась и на другие европейские литературы, в час...
тредиаковского реформа ТРЕДИАКО´ВСКОГО РЕФО´РМА — см. реформа Тредиаковского. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
экспромт ЭКСПРО´МТ (от лат. expromtus — готовый) — небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства или блеснувшей мгновенно мысли. Э. сочиняли Н. Карамзин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Д. Минаев, В. Брюсов, В. Маяковский. Э. близок к импровизации, которая является уделом весьма немногих поэтов. Вот пример Э. у Пушкина: В молчаньи пред тобой сижу, Напрасно чувствую мученье, Напрасно на тебя гл...
ассонанс АССОНА´НС (франц. assonance — созвучие) — 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщин...
айтысу АЙТЫСУ´ (казах.) — стихотворение диалогической формы в казахской поэзии, оно строится по принципу амебейной композиции. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...
беседа БЕСЕ´ДА — название вечеринок (обычно зимой) в русских деревнях; на этих беседах, нередко заканчивавшихся пирушкой, выступали рассказчики, сказочники, песельники, былинники; таким образом, Б. были некогда своеобразными литературными собраниями. Б. часто упоминаются в народных песнях: «Во пиру была, во беседушке». Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966...