Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860)

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860)- идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них - социальный; важное место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеологии - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли России. Наконец, третий компонент - религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма. Свойственное славянофилам противопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания политической свободы и полного устранения народа от политики: "отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью". Противостоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славянофилами тем, что народ ищет не внешней - политической свободы, а "ищет свободы нравственной, свободы духа". В политической концепции славянофилов центральную роль играют два понятия - "Земля" и " Государство". Под Землей славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая Землю, "дело государево". В частности, К.С. Аксаков представлял государство как внесословный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: "Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе". Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить: " Монархизм славянофилов, по своему обоснованию и по своему внутреннему пафосу, был анархический, происходил от отвращения к власти".