Энциклопедия постмодернизма

Абсурд (Лат. Absurdus - Нелепый, От Ad Absurdum - Исходящий От Глухого)

Абсурд (Лат. Absurdus - Нелепый, От Ad Absurdum - Исходящий От Глухого)термин интеллек-туальной традиции, обозначающий нелепость, бессмыс-ленность феномена или явления. (Разработку "филосо-фии А." в первую очередь принято ассоциировать с эк-зистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало исполь-зоваться экзистенциализмом как атрибутивная характе-ристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальнос-ти: не стоит придавать смысл всему тому, что происхо-дит. Осознание отчуждения человека от мира и самоот-чуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно со-знанию такого типа адекватная коммуникация с "други-ми" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - вы-бор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, - постоянная чест-ность перед самим собой, готовность к помощи любо-му человеческому существу. Это - единственная дея-тельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие "А." нередко использовалось в сере-дине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтер-претацию подходов и установок традиционного естест-вознания, либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Да-ли, А.Тарковского и мн.др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внут-ренней противоречивости утверждения. В повседнев-ной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недоста-точности инструментария и информации для адекват-ной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения как "абсурдную" оценивают саму ситуацию. А.А. Грицанов