Энциклопедия постмодернизма

Ацентризм

Ацентризмфундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на ра-дикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумп-ции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей про-странственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным об-разом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти назва-ния связаны с фундаментальными понятиями, с пер-воначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия - эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида). По образному выраже-нию Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпре-тированному Делезом, "мы /носители западного, лого-центристского типа рациональности - M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет". При номадической организации среды "центральная комна-та ... остается пустой, хотя человек заселяет ее. Здесь, в этой зоне субъективации, человек становится ... хозя-ином своих молекул и сингулярностей" (Делез). Инте-ресен в этом отношении "новый дискурс среды", пред-ложенный Бодрийяром еще в ранней версии постмодер-низма ("Система вещей", 1969). Анализируя оформля-ющийся тип организации жилой среды, он отмечает, что "предметы обстановки сделались подвижными эле-ментами в децентрализованном пространстве". Если в классическом интерьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то те-перь "стулья уже не тяготеют к столу". В децентрированном пространстве теряется избранность любых про-странственных точек, оно перестает восприниматься как "система мест": "нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь "функциональные" сиденья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные от-ношения между людьми)" (Бодрийяр). Идея децентрированности проявляется в постмодернизме в самом широком диапазоне: от презумпции децентрированности текста до радикального требования "заклеймить идеологические и метафизические модели" (Джеймисон), обретая свое наиболее последовательное и пол-ное воплощение в постмодернистской номадологии ("противопоставленная центрированным системам" ризома у Делеза и Гваттари). Классическим примером, демонстрирующим предметную реализацию постмо-дернистской установки на А., может служить постмо-дернистская концепция культурной среды, принципи-ально ацентричной как в общеаксиологическом (им-плицитные ценностные предпочтения), так и в специ-ально идеологическом (эксплицитное официально-нормативное санкционирование) смыслах. Как отме-чает Лиотар, в постмодернистской культуре "все прежние центры притяжения, образуемые националь-ными государствами, партиями, профессиями, инсти-туциями и историческими традициями, теряют свою силу". В силу этого, по оценке Рорти, из актуализиру-ющихся в постмодернистском социуме стратегий "ни одна ... не обладает привилегиями перед другими". Культура постмодерна не дифференцируется на куль-турный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыс-лие, ереси и т.п.). Ацентричность культурного прост-ранства постмодерна носит программный характер: как утверждал Л.Фидлер в статье "Пересекайте грани-цы, засыпайте рвы", нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых; и публикация дан-ной работы в журнале "Playboy" практически и нагляд-но демонстрировала отрицание постмодернизмом аксиологической дифференциации культурного пространст-ва. В данном аспекте постмодернистская концепция "заката метанарраций" оказывается созвучной концеп-ции цивилизационного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на пре-зумпции этнического полицентризма. Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как лишен-ные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек: "власть без трона" у Фуко "находится везде" и "исходит отовсюду". Также А. предполагает отказ не только от выделения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутрен-нем - в противоположность внешнему (внутреннее как продукт складывания внешнего в постмодернист-ской концепции складки). Истолкованию предметности как децентрированной и дисперсной соответствует в постмодернизме и истолкование движения как равно-мерного рассеивания: по формулировке Делеза, его осуществление "подобно тому, как семенная коробочка выпускает свои споры". Аналогичен по своей семанти-ке и ключевой термин "диссеминация" у Деррида. Идея А. имеет фундаментальный статус и для современного естествознания, в первую очередь - для синергетики. Собственно, синергетические системы тем и отличают-ся от кибернетических, что в рамках последних порядок устанавливается в результате соответствующих ко-манд центра, в то время как в синергетических системах он возникает в результате автохтонной кооперации мик-роэлементов - вне конкретного плана, эксплицитно вы-веденного на глобальный командный уровень системы: "ни одно из ... взаимодействий не соотносится с гло-бальной задачей, все взаимодействия чисто локальны" (Пригожин и И.Стенгерс). Аналогично, согласно пост-модернистской оценке, принятие идеи центра фактичес-ки означает и принятие идеи внешней принудительной каузальности, т.е. парадигмы линейного детерминизма. Как пишет Деррида, "всегда считалось, что центр ... представляет собой в стуктуре именно то, что управляет этой структурой", и на протяжении всей истории мета-физики "функцией этого центра было ... гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры". В этом контексте феномен центра метафорически фик-сируется номадологией в семантической фигуре "Гене-рала" (см. "Генерал"). И если традиционные для клас-сической философии "системы - это иерархические системы, которые включают в себя центры значения и субъективации", то ризома представляет собой "не центри-рованную, не иерархическую ... систему без Генерала... без центрального автомата" (Делез, Гваттари). В этом отноше-нии номадические распределения могут быть интерпрети-рованы как синергетические системы, - в отличие от ки-бернетических, что позволяет говорить о параллелизме тенденций в современном естествознании и гуманитаристике. (См. также Центризм.) М.А. Можейко
См. также `Ацентризм` в других словарях
фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей пространственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, \'регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия - эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее\' (Деррида). По образному выражению Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпретированному Делезом, \'мы /носители западного, логоцентристского типа рациональности - M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет\'. При н...
— фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей пространственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия — эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида). По образному выражению Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпретированному Делезом, "мы /носители западного, логоцентристского типа рациональности — M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет". При...