Энциклопедия постмодернизма

Анекдот

Анекдотнаиболее витальный жанр городско-го устного народного творчества, представляющий со-бой мини-новеллу юмористического характера. При внешней непритязательности А. выполняет целый ряд важных функций: коммуникативную (вовремя расска-занный и удачный А. позволяет устанавливать, оптими-зировать и закреплять коммуникативный контакт); пси-хотерапевтическую (А. позволяет в юмористической форме говорить об Ужасном, т.е. безболезненно пере-водить из сферы "подсознательного" в сферу сознатель-ного представления, которые способны наносить субъ-екту серьезные психические травмы, см., например, различные А. об изнасиловании); социально высвобож-дающую (в А. традиционно вполне могут быть задейст-вованы табуированные или, по крайней мере, небезо-пасные в других жанрах и сферах общения темы, ср. весьма распространенные в 1960-1980-е анекдоты о КГБ, евреях, Л.И.Брежневе и т.п.). Наконец, одной из важнейших функций А. является игровая: семантичес-кая структура значительного корпуса А. предполагает обыгрывание лексической, референционной, синтакси-ческой или иллокутивной неоднозначности. А. в куль-турной ситуации постмодерна претерпевает существен-ные трансформации, в первую очередь связанные со сменой семантико-прагматических приоритетов. Так, для постмодернистских А. характерен такой прием как подчеркнуто игровое отождествление индивидов, лока-лизованных в различных возможных мирах, ср., напри-мер: Атлантический океан в 1912 пересекает огромный корабль. Капитан собирает пассажиров, команду и объ-являет: - Дамы и господа, у меня есть две новости - одна крайне приятная, вторая крайне неприятная. С которой мне начать? - Пожалуй, с первой, - реша-ют присутствующие. - Дамы и господа, наш корабль получил одиннадцать "Оскаров"... (в данном случае ис-пользован прием совмещения-отождествления объек-тов, локализованных в реальном и виртуальном мирах подобное обыгрывание границ между действительным миром и миром текста является типичным приемом постмодернистского текстопостроения). Ср. также сле-дующий А., построенный на неоднозначной идентифи-кации и невероятном отождествлении индивидов, ре-ально локализованных в различных пространственно-временных мирах; при этом пародийный эффект ин-тенсифицируется благодаря тому, что отождествление демонстративно основывается на таком абсолютно ус-ловном, формальном признаке, как случайное созвучие имен: Февраль 1917. Финляндский вокзал. На броневик залезает лысый человек в кепке и обращается к со-бравшейся вокруг толпе: - Товарищи, революция... - Леннон! Леннон! Леннон! - перебивая его, ревет тол-па. - Дорогие товарищи! - взывает человек. - Лен-нон! Леннон! - продолжает толпа. - А, фиг с вами! - сдается оратор и фальцетом начинает петь: - Yesterda-a-y... Постмодернистские А. весьма немного-численны: их активному продуцированию препятству-ет очевидное противоречие между сверхдемократичес-ким характером жанра, с одной стороны, и весьма изы-сканным и в определенном смысле элитарно ориенти-рованным характером семантико-прагматической структуры, с другой. (См. также Интертекстуаль-ность.) Е.Г. Задворная
См. также `Анекдот` в других словарях
м. греч. короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, баутка.
Анекдот
АНЕКДОТ — по точному смыслу слова значит «неизданное» (греч. Ανέκδοτον). Первые следы употребления этого слова, как термина, мы находим в Византии. «Тайная История» византийского историка 6-го века Прокопия, содержащая ряд интимных рассказов о царствовании Юстиниана, вскоре стала известна под названием «анекдотов» (Ανέκδοτα). Это применение термина к историческому рассказу, передающему какую-нибудь интимную страницу биографии исторического лица, яркий эпизод, острое изречение и т. п., стало традиционным и сохранилось до сей поры. Мемуарная литература дает обычно особенно богатый анекдотический материал такого рода. Редкий историк не пользуется анекдотами, как иллюстрациями для своих характеристик. У отдельных писателей мы на...
анекдот
о ком-чем. Анекдот о трех картах... целую ночь не выходил из его головы (Пушкин).
Пунктуация и управление в русском языке
анекдот
- (от греч. anekdotos - неизданный)
1) Краткий вымышленный устный рассказ на злободневную тему, имеющий обязательную остроумную концовку, сатирическую или шутливую окраску. Например: "Господи! Смерти прошу у тебя, господи! Смерти прошу, не откажи, Господи... Не для себя же прошу!"
2) Устар. Короткий рассказ о смешном, забавном происшествии, некогда имевшем место. "Но дней минувших анекдоты // От Ромула до наших дней // Хранил он в памяти своей…" (А.С. Пушкин).
Словарь литературоведческих терминов 2005
Анекдот (франц. anecdote, от греч. anéкdotos — неизданный)
короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. В современном словоупотреблении (с середины 19 в.) под А. понимается также небольшой устный шуточный рассказ с неожиданной и остроумной концовкой. В первом значении термин «А.» был впервые применен к сатирической «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (См. Прокопий Кесарийский). Позднее А. стали называть малые повествовательные жанры шуточного характера, нередко с острым политическим содержанием (в западноевропейской литературе — фаблио и фацеции, получившие особое развитие в эпоху Возрождения, например «Фацеции» Поджо Браччолини). В России А. получил распространение со 2-й половины 18 в. (сборники Н....
Смотреть `Анекдот` во всех словарях