Энциклопедия постмодернизма

Автокоммуникация

Автокоммуникациятип информацион-ного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой являет-ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму-никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных ва-риантов направленной передачи сообщения. Если ком-муникация реализует себя в структуре "Он - я" (экви-валентно "Я - он"), то А. - в структуре "Я - Я". Поз-волительность усмотрения в этих процессах факта пе-редачи информации обеспечивается в первом случае - изменением субъекта (от исходного носителя информа- ции к узнающему), во втором - изменением самой ин-формации, достигаемым за счет ситуативного привне-сения добавочного или нового кода, задающего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к транс-формации ее носителя ("перестройка этого самого "Я"). Таким образом, "передача сообщения по каналу "Я - Я" не имеет имманентного характера, поскольку обус-ловлена вторжением извне некоторых добавочных ко-дов и наличием внешних толчков, сдвигающих кон-кретную ситуацию". В качестве типового примера та-ких кодов Лотман приводит ряд поэтических текстов, "воспроизводящих зависимость яркой и необузданной фантазии от мерных ритмов" езды на лошади ("Лесной царь" Гёте, ряд стихотворений в "Лирических интер-меццо" Гейне), качания корабля ("Сон на море" Тютче-ва), ритмов железной дороги ("Попутная песня" Глин-ки на слова Кукольника); примером функционирования архитектонического кода, развернутого не во времени, а в пространстве, может служить созерцание японским буддистским монахом сада камней, которое "должно создавать определенную настроенность, способствую-щую интроспекции". Механизм передачи информации в канале "Я - Я" может быть, таким образом, описан как наложение формального добавочного кода на ис-ходное сообщение в естественном языке и создание на этой основе квазисинтагматической конструкции, зада-ющей тексту многозначную семантику с ассоциативны-ми значениями. - Пропущенный через процедуру А., текст "несет тройные значения: первичные общеязыко-вые, вторичные, возникающие за счет синтагматичес-кой переорганизации текста, со- и противопоставления первичных единиц, и третьей ступени - за счет втяги-вания в сообщение и организации по его конструктив-ным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней, от наиболее общих до предельно личных". (С точки зрения Лотмана, важно, что один и тот же текст в раз-личных функционально выделенных системах отсчета "может играть роль и сообщения, и кода, или же, осцил-лируя между этими полюсами, того и другого одновре-менно"). Важной характеристикой артикулируемого в А. текста выступает редукция формализма используе-мых им языковых средств: "возможность чтения только при знании наизусть" (так, по Лотману, в факте прочте-ния Кити записанной Левиным аббревиатуры, воспро-изводящем в тексте "Анны Карениной" реально имев-шую место ситуацию объяснения Л.Н.Толстого со сво-ей невестой С.А.Берс, "мы имеем дело со случаем, ког-да читающий понимает текст только потому, что знает его заранее... Кити и Левин - духовно уже одно суще-ство; слияние адресата и адресанта происходит на наших глазах"). Применительно к широкому социокуль-турному контексту, по мнению Лотмана, могут быть выделены как культуры, в рамках которых в качестве типового функционирует информационный процесс, организованный по принципу "Он-я", так и культуры, ориентированные на А. Первые - при всем своем оче-видном динамизме - проигрывают в плане активности индивидуального сознания ("читатель европейского ро-мана Нового времени более пассивен, чем слушатель волшебной сказки, которому еще предстоит трансфор-мировать полученные им штампы в тексты своего со-знания; посетитель театра пассивнее участника карна-вала"), вторые - при меньшей социальной динамично-сти - содержательно креативны и "способны разви-вать большую духовную активность". Данная типоло-гия культур типологически совместима с предложенной Лотманом дихотомией "текстовой культуры" как ориен-тированной на тиражирование текстовых прецедентов и "культуры грамматик" как ориентированной на твор-ческое воссоздание и авторское создание текстов на ос-нове рефлексивного осмысления порождающих моде-лей "грамматик", т.е. правил структурирования текстов ("Проблема "обучения культуре" как ее типологическая характеристика", 1981). Предложенная Лотманом мо-дель А. как типичная для "культур-грамматик" весьма операциональна и без редуцирующих потерь апплицируется на конкретно-исторический материал. Так, в све-те проблемы становления философского мышления как культурного феномена концепция А. позволяет интер-претировать античную культуру как "культуру грам-матик" с доминированием А. (см. "я выспросил само-го себя" у Гераклита), что и стимулировало оформле-ние в ее основоположениях идеала вариабельности и нормативной плюральности авторских философских моделей в отличие от традиционной восточной культу-ры как "текстовой". Концепция А. Лотмана приобрета-ет особую значимость при погружении ее в контекст проблематики философии постмодерна: феномен "де-конструкции текста" (Деррида), "означивания" как текстопорождения (Кристева) и др. процедуры смыс-лопорождающего структурирования и центрации тек-ста, фундированные презумпцией "смерти Автора" (Барт) (см. Смерть субъекта) и идеей Читателя как "источника смысла" (Дж.Х.Миллер), фактически мо-гут быть описаны как протекающие в режиме и по-средством механизма А. (См. Автокоммуникацион-ные процессы.) М.А. Можейко
См. также `Автокоммуникация` в других словарях
АВТОКОММУНИКАЦИЯ - тип информационного процесса в культуре, организованный как такая передача сообщения, исходным условием которой является ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин А. введен Лотманом в работе "О двух моделях коммуникации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных вариантов направленной передачи сообщения. Если коммуникация реализует себя в структуре "Он-я" (эквивалентно "Я-он"), то А. - в структуре "Я-Я". Позволительность усмотрения в этих процессах факта передачи информации обеспечивается в первом случае - изменением субъекта (от исходного носителя информации к узнающему), во втором - изменением самой информации, достигаемым за счет ситуативного привнесения добавочного или нового кода, задающего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к трансформации ее носителя ("перестройка этого самого "Я"). Та...
- форма коммуникации, к-рая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. А. сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник, не предназначенные другим записи и пр.). Являясь интериоризированной формой соц. отношений, А. имеет важное значение в формировании внутреннего мира личности. Основополагающую роль А. имеет в процессе художественного творчества и восприятия искусства. Субъектом А. может выступать не только отдельная личность, но и группа, как это бывает при коллективных ритуалах. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Лотман М.Ю. О двух моделях коммуникации в системе культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1973; Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. М.Й. Лауристин.
тип информационного процесса в культуре, организованный как такая передача сообщения, исходным условием которой является ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин А. введен Лотманом в работе "О двух моделях коммуникации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных вариантов направленной передачи сообщения. Если коммуникация реализует себя в структуре "Он-я" (эквивалентно "Я-он"), то А. — в структуре "Я-Я". Позволительность усмотрения в этих процессах факта передачи информации обеспечивается в первом случае — изменением субъекта (от исходного носителя информации к узнающему), во втором — изменением самой информации, достигаемым за счет ситуативного привнесения добавочного или нового кода, задающего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к трансформации ее носителя ("перестройка этого самого "Я"). Таким образом, "передача сообщен...
АВТОКОММУНИКАЦИЯ
АВТОКОММУНИКАЦИЯ
(ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М.Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я- Другой. При А. оно происходит в канале Я - Я. Здесь нас прежде всего интересует случай, когда передача информации от Я к Я не сопровождается разрывом во времени (то есть это не узелок завязанный на память) Сообщение самому себе уже известной информации имеет место во всех случаях, когда ранг коммуникации, так сказать, повышается. Например, молодой поэт читает свое стихотворение напечатанным в журнале. Т...