Энциклопедия постмодернизма

Автор

Авторпарадигмальная фигура отнесения ре-зультатов той или иной (прежде всего творческой) дея-тельности с определенным (индивидуальным или кол-лективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos - сам); характерна для культурных тради- ций определенного типа, а именно: с выраженной до-минантой ориентации на инновации (лат. augere - рас-ти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъект-ной составляющей деятельности в целом и фокусиров-ки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком фор-муле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" - до современного английского "it is raining", - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хмарыцца" (бел.), "ploae" (молд.) и т.п.]. На уровне концептуальных культурных образований данная уста-новка проявляется в особом типе структурирования фи-лософских моделей мироздания, предполагающих фик-сацию изначального субъекта - инициатора и устрои-теля космогенеза, трактуемого в данном случае в каче-стве целенаправленного процесса деятельности данно-го субъекта, - даже при условии очевидной эволюцио-нистской ориентации концепций: от известной критики Платона в адрес Анаксагора по поводу недостаточной амортизации введенного им концепта "нус" - до парадигмальных установок деизма. Дифференцируясь в раз-личных исторических типах культур, А. может обретать статус субъекта присвоения определенного продукта (феномен авторского права) или объекта инкриминирования определенной (сопряженной с последствиями функционирования этого продукта в социальном кон-тексте) вины: ср. двойную семантику англ. author - как "творец" и как "виновник". В традициях, опирающихся на мощную социальную мифологию (от христианизи-рованной средневековой Европы до тоталитарных ре-жимов 20 в.), фигура А. обретает особый статус, высту-пая гарантом концептуальной и социальной адаптивно-сти идеи. В качестве философской - проблема А. кон-ституируется уже в поздней античности (в неоплато-низме) - как проблема идентификации письменных текстов: прежде всего, гомеровских и текстов Платона. Значительное развитие получает в рамках христиан-ской экзегетики, где разрабатывается каноническая си-стема правил авторской идентификации текста, осно-ванная на таких критериях, как: качественное (в оце-ночном смысле) и стилевое соответствие идентифици-руемого текста с уже идентифицированными текстами определенного А.; доктринальное непротиворечие это-го текста общей концепции А., которому приписывает-ся данный текст; темпоральное совпадение возможно-го хронологического отрезка написания данного текста, определяемого как содержательно (по упоминаемым в тексте реалиям), так и формально (по показателям языкового характера), с периодом жизни субъекта адре-сации данного текста (Иероним). В рамках герменевти-ческой традиции А. обретает статус ключевой семанти-ческой фигуры в процессе интерпретации текста: пони-мание последнего полагается возможным именно (и лишь) посредством реконструирования исходного ав-торского замысла, т.е. воспроизведения в индивидуаль-ном опыте интерпретатора фундирующих этот замысел фигур личностно-психологического и социокультурно-го опыта А., а также сопряженных с ним смыслов. В хо-де разворачивания традиции философской герменевти-ки данная установка эволюционирует - в режиме crescendo - от выделения специального "психологиче-ского аспекта интерпретации" в концепции Дильтея - до обоснования "биографического анализа" как тоталь-но исчерпывающей методологии интерпретации у Г.Миша. Философская традиция аналитики текстовых практик (рассказов) эксплицитно фиксирует особый статус А. как средоточия смысла и, что было оценено в качестве фактора первостепенной важности, носителя знания о предстоящем финале истории (см. Нарратив). По последнему критерию А. радикально отличается от другого выделяемого в контексте нарратива субъекта - его "героя", который, находясь в центре событий, тем не менее, лишен знания тенденции их развития и пред-ставлений о перспективах ее завершения (Бахтин о вы-раженном в приеме непрямой речи различии А. и пер-сонажа в случае ведения повествования от первого ли-ца; Аренд о фигуре хора в греческой трагедии как вы-ражающего позицию А. как содержательно объективи-рованную, - в отличие от позиций персонажей как вы-ражающих субъективную идентификацию; Ингарден о деятельности историка как авторского "внесения фабу-лы" в историческое повествование; Ф.Кермоуд о фун-даментальном для наррации "смысле завершения" и т.п. - ср. с платоновским сравнением не видящего конца своего пути человека с марионеткой в руках все-видящих богов, играющих с ним и по своему усмотре-нию моделирующих финал игры). Сопряжение с фигу-рой А. такой функции, как предвидение финала, прояв-ляется в различных областях европейской культуры - как в очевидно телеологически артикулированных (христианская идея Провидения), так и предельно да-леких от телеологии (например, идея А.Смита о "не-видимой руке", ведущей меновой рынок к определен-ному состоянию). В философии постмодернизма по-нятие "А." переосмыслено в плане смещения акцента с индивидуально-личностных и социально-психологи-ческих аспектов его содержания - на аспекты дискур-сивно-текстологические. В границах такого подхода имя А. обретает совершенно особый статус: при сохра-нении всех параметров индивидуализации (ибо имя А. сохраняет все характеристики имени собственного), имя А., тем не менее, не совпадает ни с дескрипцией, ни с десигнацией (ибо сопрягает имя собственное не столько с персоной, сколько с адресуемым этой персо-не текстовым массивом, помещая в фокус внимания не биографию индивида, а способ бытия текстов). Более того, А., с этой точки зрения, отнюдь не тождественен субъекту, написавшему или даже непосредственно под-писавшему тот или иной текст, т.е. фигура А. может быть атрибутирована далеко не любому тексту (напри-мер, деловой контракт, товарный реестр или запись о на-значенной встрече) и - более того - не любому произ-ведению (ибо само понятие произведения подвергается в постмодернизме не только проблематизации, связан-ной со сложностью определения и выделения произве-дения как такового в массиве текстового наследия того или иного А., но и радикальной критике - см. Конст-рукция). В данном контексте фигура А. мыслится пост-модернизмом как не фиксируемая в спонтанной атрибу-ции текстов некоему создавшему их субъекту, но требующая для своего конституирования особой проце-дуры (экзегетической по своей природе и компаратив-ной по своим механизмам), предполагающей анализ текстов в качестве своего рода дискурсивных практик. А., таким образом, понимается "не как говорящий инди-вид, который произнес или написал текст, но как прин-цип группировки дискурсов, как единство и источник их значений, как центр их связности" (Фуко). Или, иначе, "автор - это принцип некоторого единства письма", и фигура А. "характерна для способа существования, об-ращения и функционирования дискурсов внутри того или иного общества" (Фуко). Центральными функци-ями А., понятого подобным образом, выступают для постмодернизма: 1) классификация (разграниче-ния и группировки) текстов, 2) установление отноше-ний (соотношений) между текстовыми массивами, 3) выявление посредством этого определенных способов бытия дискурса. (По оценке Фуко, "Гермеса Трисмегиста не существовало, Гиппократа тоже - в том смысле, в котором можно было бы сказать о Бальзаке, что он су-ществовал, но то, что ряд текстов поставлен под одно имя, означает, что между ними устанавливаемо отноше-ние гомогенности или преемственности, устанавливае-ма аутентичность одних текстов через другие, или отно-шение взаимного разъяснения, или сопутствующего употребления".) Постмодернизм выделяет А. двух типов, дифференцируя А., погруженного в определенную дискурсив-ную традицию, с одной стороны, и А., находящегося в так называемой "транс-дискурсивной позиции", - с дру-гой. Последний характеризуется тем, что не только выступает создателем своих текстов, но и инспирирует возникновение текстов других А., т.е. является зачинате-лем определенного (нового по отношению к наличным) типа дискурсивности. Фуко называет такого А. - istraurateur (учредитель, установитель) - в отличие от fondateur (основателя), т.е. основоположника традиции дис-циплинарного знания, предполагающей - на всем про-тяжении своего развития - сохранение доктринальной идентичности. Istraurateur же не только создает своим творчеством возможность и парадигмальные правила образования других текстов строго в границах конституируе-мого типа дискурса, но и открывает простор для формирова-ния текстов принципиально иных, отличных от произве-денных им и могущих входить с последними в концеп-туальные противоречия, но, однако, сохраняющих ре-левантность по отношению к исходному типу дискурса. В качестве примера А. подобного типа Фуко называет Фрейда и Маркса, ибо, по его оценке, в рамках традиций как психоанализа, так и марксизма имеет место не про-сто игра по сформулированным их основоположниками правилам, но "игра истины" в полном смысле этого сло-ва, предполагающая - при радикальной трансформа-ции исходных содержательных оснований - регу-лярное "переоткрытие А.", "возврат" к его дискур-су, осуществляющийся "в своего рода загадочной стыковке произведений и А." (Фуко). Наряду с подоб-ным переосмыслением, фигура А. в контексте филосо-фии постмодернизма подвергается также радикальной критике. В рамках парадигмальных установок постмо-дернизма фигура А. воспринимается сугубо негативно, а именно: как референт внетекстового (онтологически заданного) источника смысла и содержания письма, как парафраз фигуры Отца в его классической психоана-литической артикуляции (см. Анти-Эдип), как символ и персонификация авторитета, предполагающего наличие избранного дискурса легитимации и не допускающего варьирования метанаррации, а также как средоточие и метка власти в ее как метафизическом, так и непосред-ственно социально-политическом понимании. - Таким образом фигура А. фактически оказывается символом именно тех парадигмальных установок философской классики и модернизма, которые выступают для фило-софии эпохи постмодерна предметом элиминирующей критики, что находит свое разрешение в артикулируе-мой постмодернизмом концепции "смерти А." (см. так-же Смерть субъекта). М.А. Можейко
См. также `Автор` в других словарях
1. Создатель художественного, научного произведения.
2. Господин сочинитель.
3. Кто продает права на произведение?
4. Чьё имя на обложке книги?
5. Если вы знаете как по-латински «увеличивающий», то назовете «литературный» титул, которым награждались римские военачальники, кто своими завоеваниями увеличил границы государства.
6. Клиент издательства.
7. Как известно, Бог - он ещё и Создатель, он создал все, что есть, а как назвали бы такого Бога - Создателя Римляне?
8. Человек, который героя подвергает всяким опасностям, испытаниям и лишениям, для того, чтобы в конце концов женить или укокошить.
9. Создатель, которому полагается гонорар.
10. «Патентованный» изобретатель.
11. Изготовитель собственного произведения.
12. Создатель.
13. Жертва плагиатора.
14. Творец книги.
15. Создатель литературного произведения.
автора, м. (от латин. autor). Творец чего-н., составитель, создатель какого-н. научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Пушкин - автор "Евгения Онегина". Симфония будет исполнена под управлением автора. Автор спектакля (режиссер, поставивший данный спектакль; нов.). || Писатель, литератор. Классические авторы.
АВТОР
в соответствии с законодательством РФ об авторском праве - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. А. в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
Автор
[лат. au(c)tor], создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Автор
(лат.) в тесном смысле — сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому говорят, напр., о классических авторах. В обширном смысле А. называется творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощенного искусством, воспроизведение и распространение которого постороннему лицу возбраняется. Авторское право называлось прежде не вполне точно умственной собственностью (proprieté d\' intelligence); в Германии императорским законом 11 июня 1870 г. этой собственности присвоено название Urheberrecht. В России этому понятию соответствует литературная собственность (см. это сл.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб...
Смотреть `Автор` во всех словарях