Словарь книжников и книжности Древней Руси

Агрефений, архимандрит смоленского монастыря

Агрефений, архимандрит смоленского монастыря
Агрефений, архимандрит смоленского монастыря Агрефений (2-я пол. XIV в.) – архимандрит смоленского Богородичного монастыря, в 1370-е гг. совершивший паломничество в Иерусалим и составивший описание «Хождение архимандрит (так!) Агрефенья», дошедшее в двух списках, XV и XVI вв. Имя паломника в научной литературе передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), но в конце концов общепринятым стало его наименование А. Датировка хождения 1370-ми гг. (принадлежит архимандриту Леониду) основана на неупоминании турок, на приведении имен иерусалимского митрополита Германа и епископа Марка II (ум. в 1378 г.), а также на указании владений армянского духовенства в Иерусалиме. При описании палестинских городов А. отметил следы разрушений, нанесенных, по-видимому, в 1366 г. ратью египетского султана (что отмечено и в Московском летописном своде): из 14 храмов пострадали 6. Хождение начинается перечнем русских городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, (Великие) Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород), затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге посещены острова Митилен, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные его христианские святыни (церковь св. Воскресения с ее реликвиями, св. Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. Обратный путь паломника не приводится, указано только, что из Иерусалима он направился в Дамаск и видел Фаворскую гору. В своем хождении А. отметил наличие в Иерусалиме служб разных христианских церквей: яковитов, хабежей (эфиопов), фрягов, греков, армян, иверов (грузин). Рассказ паломника насыщен сюжетами и образами Ветхого (Содом и Гоморра, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и Нового (Христос и Пилат, исцеления Христа, Иоанн Предтеча и др.) заветов. Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.). Это показывает, что автор был книжно образованным, наблюдательным человеком, сумевшим, не повторяя сведений Даниила игумена – своего предшественника, – найти краткие, но выразительные слова для характеристики посещенных им мест. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список хождения XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на некоторый архаизм лексики. Изд.: Горожанский Я. И. Хождение архимандрита Грефенья во Святую землю // РФВ, 1884, № 4, с. 251–312; 1885, № 4, с. 1–43; [Леонид, архим.] Хождение архимандрит Агрефенья обетели пресвятыя Богородици около 1370 г. // ППС. СПб., 1896, т. 16; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археограф. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975, вып. 1. (Сб. тр. МГПИ им. В. И. Ленина, вып. 1), с. 136–151. Лит.: Леонид, архим. Три статьи к русскому палестиноведению // ППС. СПб., 1889, вып. 16, с. 3–11.
О. А. Белоброва
Словарь книжников и книжности Древней Руси