Краткие содержания произведений

Александр Беляев - Голова Профессора Доуэля

Александр Беляев - Голова Профессора Доуэля
Александр Беляев - Голова Профессора Доуэля
Мари Лоран, молодой врач, получает предложение поступить на работу в лабораториюпрофессора Керна. Кабинет, в котором Керн принимает её, производит весьма мрачное впечатление.
Но куда более мрачным оказывается посещение лаборатории: там Мари видит отделеннуюот туловища человеческую голову. Голова укреплена на квадратной стеклянной доске, от неек различным баллонам и цилиндрам идут трубки. Голова разительно напоминает Мари недавноумершего профессора Доуэля, известного ученого-хирурга. Это и в самом деле его голова.
По словам Керна, ему удалось «воскресить» только голову Доуэля, страдавшего неизлечимымнедугом. («Я бы предпочла смерть такому воскресению», — реагирует на это Мари Лоран.)Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следитьза состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того.
Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают».
Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессораДоуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведенной к его горлу (Кернстрого запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведет к немедленной смерти головы).
Голове удается объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концовисполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос — голова может говорить!В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробностиоживления.Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работыс профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела.
Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования.
Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами
(пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворамраздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколькоошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержали согласился продолжать работу.С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий,
попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ейпулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля,
не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоранприбавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трех голов,
но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но все напоминает им прежнююжизнь и только расстраивает их. Настойчивой Брике удается уговорить Керна попробовать пришитьей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушкаготова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Маривозвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов,
лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится еётюрьмой.На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищаетего. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этомобнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно пискливи не очень приятен, а в нижнем у нее оказывается превосходное грудное контральто.
Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшеесятеперь Брике. Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артисткиАнжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешаютвстать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация. Брике воюетс Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье,
но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит,
спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайнысвоего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщикомсейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересованв этом не меньше, чем Брике.Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаютсяс Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Лоре не может забытьАнжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем».
Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшейпевицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У нее та жеродинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решаютвыяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там,
оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю. Она без утайки отвечаетна расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюсяв лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идет речь. Он показывает Брикефотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобыс её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении:
он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять,
что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает,
что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.Совершается чудо «перевоплощения» — чистое тело Анжелики Гай не только омолаживаетголову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступнеу Анжелики, вдруг дает о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога.
Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся еёистория будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию.
Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницудля душевнобольных.Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В концеконцов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредьего опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому временипогибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Кернакак убийцу и вора, присвоившего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощипарафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившиськ начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лорани Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля.
Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттудадоносится выстрел.
См. также:
Томас Манн - Волшебная Гора, Элиотдж - Мидлмарч, Ивлин Во - Незабвенная, Август Стриндберг - Красная Комната, Валье Инкланрд - Сонаты Записки Маркиза Де Брадомина, Андрей Платонов - Чевенгур