Краткие содержания произведений

Александр Герцен - Сорока-воровка

Александр Герцен - Сорока-воровка
Александр Герцен - Сорока-воровка
Трое разговаривают о театре: «славянин», остриженный в кружок, «европеец», «вовсе нестриженный», и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребенку (как Герцен), который ипредлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет,
согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о патриархальнойскромности русской женщины, европеец — об эмоциональной неразвитости русских, а для остриженногопод гребенку причины неясны. После того как все успели высказаться, появляется новый персонаж —человек искусства и опровергает теоретические выкладки примером: он видел великую русскуюактрису, причем, что удивляет всех, не в Москве или Петербурге, а в маленьком губернском городе.
Следует рассказ артиста (его прототип — М. С. Щепкин, которому и посвящена повесть).Когда-то в молодости (в начале XIX в.) он приехал в город N, надеясь поступить в театр богатого князяСкалинского. Рассказывая о первом спектакле, увиденном в театре Скалинского, артист почти вторит«европейцу», хотя и смещает акценты существенным образом:«Было что-то натянутое, неестественное в том, как дворовые люди […] представляли лордов ипринцесс». Героиня появляется на сцене во втором спектакле — во французской мелодраме«Сорока-воровка» она играет служанку Анету, несправедливо обвиненную в воровстве, и здесь в игрекрепостной актрисы рассказчик видит «ту непонятную гордость, которая развивается на краюунижения». Развратный судья предлагает ей «потерей чести купить свободу». Исполнение, «глубокаяирония лица» героини особенно поражают наблюдателя; он замечает также необычное волнение князя. Упьесы счастливый конец — открывается, что девушка невинна, а воровка — сорока, но актриса в финалеиграет существо, смертельно измученное.Зрители не вызывают актрису и возмущают потрясенного и почти влюбленного рассказчика пошлымизамечаниями. За кулисами, куда он бросился сказать ей о своем восхищении, ему объясняют, что еёможно видеть только с разрешения князя. На следующее утро рассказчик отправляется за разрешениеми в конторе князя встречает, между прочим, артиста, третьего дня игравшего лорда, чуть ли не всмирительной рубашке. Князь любезен с рассказчиком, потому что хочет заполучить его в свою труппу,
и объясняет строгость порядков в театре излишней заносчивостью артистов, привыкших на сцене кроли вельмож.«Анета» встречает товарища по искусству как родного человека и исповедуется перед ним.
Рассказчику она кажется «статуей изящного страдания», он почти любуется тем, как она «изящногибнет».Помещик, которому она принадлежала от рождения, увидев в ней способности, предоставил всевозможности развивать их и обращался как со свободною; он умер скоропостижно, а заранее выписатьотпускные для своих артистов не позаботился; их продали с публичного торга князю.Князь начал домогаться героини, она уклонялась; наконец произошло объяснение (героиня перед темчитала вслух «Коварство и любовь» Шиллера), и оскорбленный князь сказал: «Ты моя крепостная девка,
а не актриса». Эти слова так на нее подействовали, что вскоре она была уже в чахотке.Князь, не прибегая к грубому насилию, мелочно досаждал героине: отнимал лучшие роли и т. п. За двамесяца до встречи с рассказчиком её не пустили со двора в лавки и оскорбили, предположив, что онаторопится к любовникам. Оскорбление было намеренное: поведение её было безупречно. «Так это длясбережения нашей чести вы запираете нас? Ну, князь, вот вам моя рука, мое честное слово, что ближегоду я докажу вам, что меры, вами избранные, недостаточны!»В этом романе героини, по всей вероятности, первом и последнем, не было любви, а только отчаяние;
она ничего почти о нем не рассказала. Она сделалась беременна, больше всего её мучило то, чторебенок родится крепостным; она надеется только на скорую смерть свою и ребенка по милостиБожией.Рассказчик уходит в слезах, и, нашедши дома предложение князя поступить к нему в труппу навыгодных условиях, уезжает из города, оставив приглашение без ответа. После он узнает, что «Анета»умерла через два месяца после родов.Взволнованные слушатели молчат; автор сравнивает их с «прекрасной надгробной группой» героине.
«Все так, — сказал, вставая, славянин, — но зачем она не обвенчалась тайно?..»
См. также:
Тургеневис - Вешние Воды, Ихара Сайкаку - История Любовных Похождений Одинокой Женщины, Стендальф - Пармская Обитель, Гоголь Николай Васильевич - Майская Ночь Или Утопленница, Сомерсет Моэм - Театр, Эрве Базен - Анатомия Одного Развода