Краткие содержания произведений

Александр Радищев - Путешествие Из Петербурга В Москву

Александр Радищев - Путешествие Из Петербурга В Москву
Александр Радищев - Путешествие Из Петербурга В Москву
Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищевобъясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего родаблагословление на труд.Простившись с друзьями, автор-рассказчик уезжает, страдая от расставания. Ему снится, чтоон один, но, к счастью, случилась рытвина, он проснулся, и тутподъехали к станции.Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару за лошадьми, но лошадейне дают, говорят, что нет, хотя в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымелидействие «на ямщиков». За спиной комиссара они запрягли тройку, и путешественникотправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню, а путешественник размышляет над характеромрусского человека. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем,
лезет в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему он отвернулся от людей?Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже в летние дожди.
В станционной избе путешественник встречает неудачника-литератора — дворянчика, которыйхочет ему всучить свой литературный труд «о потере привилегий дворянами». Путешественник даетему медные гроши, а «труд» предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы те использовалибумагу для «обвертки», т.к. для иного она не пригодна.Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется,
не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т.к.
шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей,
да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, ему приходитсяработать и ночью. На себя он работает усердно, а на барина — кое-как. В семьеон один работник, а у барина их много. Крестьянин завидует оброчными государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает лошадей, чтобы они моглиотдохнуть, а сам работает без отдыха. Путешественник мысленно клянет всехпомещиков-эксплуататоров и себя за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян.Путешественник встречается с приятелем по университету Челищевым, который рассказало своем приключении в бушующей Балтике, где чуть было не погиб, потому что чиновникотказался послать помощь, сказав: «Не моя то должность». Теперь Челищев покидает город —«сонмище львов», чтобы не видеть этих злодеев.Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть. Там он слышит рассказ мужао чиновнике, любящем «устерсы» (устрицы). За исполнение его прихоти — доставку устриц —он дает чины, награждает из государственной казны. Дождь кончился. Путешественник продолжилпуть с напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою историю, как был он купцом,
доверившись нечестным людям, попал под суд, жена умерла при родах, начавшихся из-за переживанийна месяц раньше. Друг помог этому несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу,
во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот сон являетему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма, мешающие видеть правду. Автор заявляет,
что царь слыл в народе «обманщиком, ханжою, пагубным комедиантом». Радищев показываетнесоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасадимперии скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к царюсо словами презрения и гнева: «Ведай, что ты… первейший разбойник, первейший предатель общиятишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Радищев показывает,
что хороших царей нет, они изливают свои милости лишь на недостойных.Путешественник встречается с юношей, идущим в Петербург к дяде учиться. Здесь даютсярассуждения юноши о пагубном для страны отсутствии системы образования. Он надеется, чтопотомки будут счастливее в этом плане, т.к. смогут учиться.Путешественник любуется городом, вспоминая о его героическом прошлом и о том, как ИванГрозный вознамерился уничтожить Новгородскую республику. Автор возмущен: какое право имел царь«присвоять Новгород»?Путешественник далее отправляется к приятелю, Карпу Дементьичу, который женил сына. Всевместе сидят за столом (хозяин, молодые, гость). Путешественник рисует портреты хозяев.
А купец рассказывает о своих делах. Как «пущен был по миру», теперь сын торгует.Путешественник отправляется на священный холм и слышит грозный голос Всевышнего: «Почтозахотел познать тайну?» «Чего ищешь чадо безрассудное?» Где некогда был «град великий»путешественник видит лишь бедные лачуги.Путешественник встречает своего приятеля Крестьянкина, некогда служившего, а потомвышедшего в отставку. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателемуголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Крестьянкин рассказываето некоем дворянине, начавшем свою карьеру придворным истопником, повествует о зверствахэтого бессовестного человека. Крестьяне не выдержали издевательств помещичьей семьии убили всех. Крестьянкин оправдал «виновных», доведенных помещиком до смертоубийства. Какни боролся за справедливое решение этого дела Крестьянкин, ничего не получилось.
Их казнили. А он вышел в отставку, дабы не быть соучастником этого злодейства.
Путешественник получает письмо, где рассказывается о странной свадьбе между «78-летниммолодцом и 62-летней молодкой», некоей вдовой, занимающейся сводничеством, а на старостилет решившей выйти замуж за барона. Он женится на деньгах, а она на старости лет хочетназываться «Вашим высокородием». Автор говорит, что без дурындиных свет не простоял быи трех дней, он возмущен абсурдом происходящего.Видя расставание отца с сыновьями, отправляющимися на службу, путешественник вспоминает,
что из ста служащих дворянчиков девяносто восемь «становятся повесами». Он горюет, чтои ему скоро придется расстаться со своим старшим сыном. Рассуждения автора приводят егок выводу: «Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, истинный гражданин! Не захочется тебесынка твоего удавить, нежели отпустить в службу? Т.к. на службе все радеют о кармане своем,
а не о благе родины». Помещик, призывая в свидетели путешественника как тяжко емурасставаться со своими сыновьями, говорит им, что они ничем ему не обязаны, а должнытрудиться на благо отечества, для этого он растил и нежил их, обучал наукам и заставлялдумать. Он напутствует сыновей не сбиваться с пути истинного, не потерять душичистой и высокой.Проезжая мимо кладбища, путешественник видит душераздирающую сцену, когда отец, кинувшисьна гроб сына, не дает его похоронить, плача о том, что не хоронят его вместе с сыном,
дабы прекратить его муки. Ибо он виновен, что сын родился немощным и больным и сколько жил,
столько страдал. Путешественник мысленно рассуждает, что и он, вероятно, передал своим сыновьямболезни с пороками юности.Этот древний городок известен любовным расположением незамужних женщин. Путешественникговорит, что всем известны «валдайские баранки и бесстыжие девки». Далее он рассказываетлегенду о грешном монахе, утонувшем в бурю в озере, переплываяк своей возлюбленной.Путешественник видит много нарядных баб и девок. Он восхищается их здоровым видом,
упрекая дворянок в том, что они уродуют свои фигуры, затягиваясь в корсеты, а потом умираютот родов, т.к. годами портили свое тело в угоду моде. Путешественник разговариваетс Аннушкой, которая вначале держит себя сурово, а потом, разговорившись, поведала, что отецумер, живет она с матерью да сестрой, хочет замуж. Но за жениха просят сто рублей. Ванюхахочет идти в Питер на заработки. Но путешественник говорит: «Не пускай его туда, тамон научится пьянствовать, отвыкнет от крестьянского труда». Он хочет дать деньги,
но семья их не берет. Он поражен их благородством.Написан от лица другого путешественника, ещё более прогрессивного в своих взглядах, чемРадищев. Наш путешественник находит бумаги, оставленные его собратом. Читая их, он находитсходные своим мыслям рассуждения о пагубности рабства, злонравии помещиков,
отсутствии просвещения.Путешественник любуется шлюзами и рукотворными каналами. Он рассказывает о помещике,
который относился к крестьянам как к рабам. Они все дни работали на него,
а он им давал только скудную еду. Своих наделов и скотины у крестьян не было.
А «варвар» этот процветал. Автор призывает крестьян разорить имение и орудия труда этогонелюдя, относящегося к ним как к волам.Автор говорит, что цари возомнили себя богами, окружили себя сотней слуг и воображают, что ониполезны отечеству. Но автор уверен, что этот порядок надо менять. Будущее за просвещением.
Только тогда будет справедливость, когда люди станут равны.Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далееследует рассуждепие о пагубности цензуры. «Какой вред будет, если книги печататься будут безклейма полицейского?» Автор утверждает, что польза от этого очевидная: «Не вольны правителиотлучать народ от правды». Автор в «Кратком повествовании о происхождении цензуры»говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатанияи цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещаетрассказать «в другой раз».Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичнойпродажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей материмолодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилицасамого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшнопутешественнику видеть это варварство.Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника «по обеду» о поэзииЛомоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды «Вольность»Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать.
Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к.
тот спешно уехал.Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многихнарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворовогоВаньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправилиза границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидели завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана,
всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу«бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потомпутешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобиласьновая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.Путешественник видит воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозит старостеплетью. По распоряжению старосты у путешественника отняли свежих коней и отдалигренадеру. Путешественник возмущен таким порядком вещей. А что сделаешь?Путешественник слушает скорбную песню слепца, а потом дает ему рубль. Старик удивлен щедрымподаянием. Он рад больше праздничному пирогу, чем деньгам. Ибо рубль может ввести кого-нибудьв искушение, и его украдут. Тогда путешественник отдает старику свой платок с шеи.Путешественник угощает ребенка сахаром, а его мать говорит сыну: «Возьми барское кушанье».
Путешественник удивлен, почему это барская еда. Крестьянка отвечает, что ей не на чтокупить сахар, а баре употребляют, потому что не сами деньги достают. Крестьянка уверена, чтоэто слезы рабов. Путешественник увидел, что хозяйский хлеб состоит из трех частей мякиныи одной части несеяной муки. Он впервые огляделся и ужаснулся убогой обстановке.
С гневом он восклицает: «Жестокосердный помещик! Посмотри на детей крестьян, тебеподвластных!», призывает эксплуататоров одуматься.Путешественник встречает свадебный поезд, но очень грустный, т.к. под венец едутпо принуждению господина.Автор, проходя мимо Александро-Невской лавры, зашел в нее, дабы почтить своим присутствиеммогилу великого Ломоносова. Он вспоминает жизненный путь великого ученого, стремящегосяк знаниям. Ломоносов жадно учился всему, что можно было узнать в то время, занималсястихосложением. Автор приходит к выводу, что Ломоносов был велик во всех делах,
к которым прикасался.А вот уже и Москва! Москва!!!
См. также:
Эдвард Олби - Что Случилось В Зоопарке, Уильям Сароян - Приключения Весли Джексона, Л Н Толстой - Война И Мир, Торнтон Уайлдер - Мост Короля Людовика Святого, Генри Филдинг - История Жизни Покойного Джонатана Уайльда Великого, Шиллер Ф - Дон Карлос