Краткие содержания произведений

Александр Вельтман - Странник

Александр Вельтман - Странник
Александр Вельтман - Странник
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествиевоображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительноепутешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии, Молдавии, Вале-хии, Добрудже за годы почтидесятилетней службы, и русско-турецкая кампания 1828 г. Но, с другой стороны, путешествие героя —воображаемое путешествие по карте: «возьмите Европу за концы и разложите на стол»; авторстранствует, «не сходя с покойного своего дивана».Читателю не дают утвердиться на какой-либо одной точке зрения: ему толкуют о карте и диване, ноописания местности, обычаев и проч. так подробны, что никак не согласуются с путешествиемвоображаемым — например, описания монастыря Городище, вырубленного в скале над Днестром,
молдавских танцев, птиц на гнилом озере под Кишиневом, гуляний в Яссах (модные дамские уборы, как ипиры — излюбленная тема для свободной и подчеркнуто бессвязной романтической «болтовни»).
Говорить об известных достопримечательностях автор избегает — боится быть банальным. Согласнообщему принципу стилистической «пестроты» «Странника», описания в нем могут быть и стихотворными
(особенно часто так описывается подчеркнуто «низкий» быт — например клячи, тащившие венскуюколяску (гл. 47), разговор (на разных языках!) в бухарестской гостинице со слугами и торговцами (гл.
157), похожий на отрывок из комедии, или же подчеркнуто сухими, как справка: «Кстати о р. Прут. Волныее родятся в горах Карпатских, гибнут в Дунае. Вообще ширина реки от 5 до 10 сажен. Вода от быстротымутна, но здорова и имеет свойство минеральных крепительных вод».Автора мучит сознание, что «все уже выдумано, все сказано, все написано (гл. 171), поэтому возможнотолько по-своему тасовать — как в калейдоскопе — придуманное до тебя другими». «Странник» разбитна 3 части, 45 «дней», 325 глав (образцы самых коротких глав: «CXLI: Нет ее»; «Не сердитесь же, что в этойглаве не слышен вам скрып моего пера. Это пауза. Здесь мысль моя выражена молчанием» (гл. 304); такая«дробность» позволяет внезапно переходить от одной темы и интонации к другой. Вообще Вельтманвсячески подчеркивает импульсивность, произвольность и даже «случайность» своего творчества,
принципиальную незавершенность романа («заглавие оторвано, начала нет»); стирается разница междубеловиком и черновиком («далее стерлось»; «пример здесь был; но я половину примера стер, а другуювыскоблил. Мне не понравился он по своей обыкновенности…»).В романах повествование нередко прерывается вставными новеллами; в «Страннике» основной текст,
почти насквозь ироничный, прерывается драматическими поэмами, написанными очень патетичнойритмизованной прозой, — поэмой об Овидии и императоре Августе (гл. 290) и «Эскандером»; Эскандер— свободолюбивый герой: «Мне душно под небом! […] и небо стесняет дыханье; его бы я сбросил с себя,
чтобы вольно вздохнуть в беспредельном пространстве!..»; Эскандеру дует сам Юпитер («Юпитер! […] иты знаешь зависть […] к счастливцу!..»); губит же героя любовь к демонической деве.Кроме того, игровое путешествие перебивается лирическими стихами о любви; за демонстративнобессвязной болтовней «Странника» прячется второй план романа: драматическая история любвиавтора к замужней женщине; эта история должна восстанавливаться читателем по крупицам.В третьей части лирика в стихах и прозе, вполне серьезные рассуждения автора о смысле жизни,
счастье и проч. уже заметно оттесняют игровое начало, «Странник» почти превращается в лирическийдневник — и вдруг кончается внезапно для читателя, по прихоти автора прерванный почти наполуслове.
См. также:
Л Де К Де Вовенарг - Размышления И Максимы, Джордж Байрон - Паломничество Чайльд Гарольда, Тобайас Смоллетт - Приключения Перигрина Пикля, Байрондг - Паломничество Чайльд-гарольда, С Т Аксаков - Детские Годы Багрова-внука, Уильям Годвин - Калеб Уильямс