Краткие содержания произведений

Август Стриндберг - Игра Снов

Август Стриндберг - Игра Снов
Август Стриндберг - Игра Снов
Автор напоминает, что стремился подражать бессвязной, но кажущейся логичной формесновидения. Времени и пространства не существует, цепляясь за крохотную основуреальности, воображение прядет свою пряжу. Герои расщепляются, испаряются, уплотняются, сливаютсявоедино. Превыше всего — сознание сновидца.В прологе Дочь Индры спускается на облаке на Землю. Индра посылает ее узнать,
действительно ли участь людей так тяжела. Дочь Индры чувствует, как пагубен воздух внизу: этосмесь дыма и воды. Индра призывает ее исполниться мужества и перенести это испытание.Дочь и Стекольщик подходят к замку, который растет прямо из земли. Его крыша увенчанабутоном, который, по мнению Дочери, вот-вот распустится. Дочь думает, что в замке томитсяузник, и хочет освободить его. Войдя в замок, она освобождает Офицера, который видит в нейвоплощение красоты и готов страдать, лишь бы ему видеть ее. Офицер и Дочь заглядываютза ширму-перегородку и видят больную Мать, которая говорит Офицеру, что Дочь — Агнес,
дитя Индры. Перед смертью Мать просит Офицера никогда не перечить Богу и не считать себяобиженным жизнью. Мать хочет дать служанке мантилью, которую ей подарил Отец: служанкене в чем пойти на крестины, а Мать так больна, что все равно никуда не ходит. Отецобижается, и Мать огорчается: невозможно сделать добро одному человеку, не причинив злодругому. Дочери жалко людей. Офицер с Дочерью видят Привратницу в шали, которая вяжет крючкомзвездное покрывало, ожидая жениха, который покинул ее тридцать лет назад, когда она былабалериной в театре. Дочь просит Привратницу одолжить ей шаль и разрешить посидетьна ее месте и посмотреть на детей человеческих. Дочь видит, как рыдает актриса,
не получившая ангажемент. Привратница показывает ей, как выглядит счастливый человек:
Офицер с букетом ждет свою возлюбленную — Викторию, которая обещала ему свою рукуи сердце. Он уже семь лет ухаживает за ней и вот сейчас ждет, чтобы она спустилась вниз,
но она все не идет. Наступает вечер, розы завяли, но Виктория не пришла. Офицер поседел,
наступила осень, но он все так же ждет возлюбленную. Офицер пытается выяснить, чтонаходится за закрытой дверью, но никто не знает. Он посылает за кузнецом, чтобыее открыть, но вместо кузнеца приходит Стекольщик. Как только Стекольщик подходит к двери,
появляется Полицейский и именем закона запрещает ее открывать. Офицер не сдаетсяи решает обратиться к Адвокату. Адвокат жалуется, что никогда не видит счастливых людей:
все приходят к нему, чтобы излить злобу, зависть, подозрения. Дочь жалеет людей. Адвокатнадеется получить степень доктора юриспруденции и лавровый венок, но ему отказывают. Дочь,
видя его страдания и стремление восстановить справедливость, возлагает ему на головутерновый венец. Дочь спрашивает Адвоката, есть ли в мире радости? Он отвечает, что самаясладостная и самая горькая радость — любовь. Дочь хочет испытать ее и становитсяженой Адвоката, несмотря на то что он беден: если они падут духом, появится ребеноки подарит им утешение.Кристин заклеивает окна в доме. Дочь жалуется, что ей очень душно. Адвокат возражает, что,
если не заклеить окна, тепло уйдет и они замерзнут. Ребенок своим плачем распугиваетклиентов. Хорошо бы снять квартиру побольше, но нет денег. Дочь не привыкла жить в грязи,
но ни ей, ни Адвокату мыть пол не под силу, а Кристин занята заклеиванием окон.
Адвокат замечает, что многие живут еще хуже. Узнав, что Дочь развела огонь его газетой, Адвокатбранит ее за безалаберность. Хотя они не ладят, им приходится терпеть друг друга радиребенка. Дочь жалеет людей. Кристин продолжает заклеивать щели в доме. Адвокат выходит,
столкнувшись в дверях с Офицером, который пришел звать Дочь с собой в Бухту Красоты.
Но вместо Бухты Красоты Офицер и Дочь попадают в Пролив Стыда. Начальник карантинаспрашивает Офицера, удалось ли открыть дверь. Офицер отвечает, что нет, потому что судебноеразбирательство еще не закончено. Начальник карантина обращает внимание Дочери на Поэта,
который идет принимать грязевую ванну: он все время витает в высших сферах, поэтому скучаетпо грязи. Вдали виден белый парусник, плывущий в Бухту Красоты. У руля сидятобнявшись Он и Она. Офицер заставляет их повернуть в Пролив Стыда. Он и Она сходятна берег, печальные и пристыженные. Они не понимают, за что они сюда попали,
но Начальник карантина объясняет им, что не обязательно делать что-либо дурное, чтобынавлечь на себя мелкие неприятности. Теперь им предстоит пробыть здесь сорок дней. Дочьжалеет людей.В Бухте Красоты царит веселье, все танцуют. Только Эдит сидит в отдалении и грустит: онанехороша собой и ее никто не приглашает танцевать.Учитель проверяет знания Офицера, но тот никак не может ответить, сколько будет дважды два.
Хотя Офицеру присудили докторскую степень, он должен оставаться в школе, пока не созреет.
Офицер понимает и сам, что еще не созрел. Он спрашивает Учителя, что такое время. Учительотвечает, что время есть то, что бежит, пока он говорит. Один из учеников встаети убегает, пока Учитель говорит, выходит, он и есть время? Учитель считает, что этосовершенно правильно по законам логики, хотя и безумно.Офицер показывает Дочери человека, которому все завидуют, ибо он самый богатый человекв этих местах. Но он тоже ропщет: он слеп и не видит даже своего сына, которогопришел проводить. Слепец рассуждает о том, что жизнь состоит из встреч и расставаний:
он встретил женщину, мать своего сына, но она его покинула. У него остался сын, но теперьи он его покидает. Дочь утешает Слепца, говоря, что его сын вернется.Адвокат говорит Дочери, что теперь она почти все видела, кроме самого ужасного. Самоеужасное — это вечное повторение и возвращение. Он призывает Дочь вернуться к своимобязанностям. Обязанности — это все, что она не хочет, но должна делать. Дочь спрашивает,
не существует ли приятных обязанностей? Адвокат объясняет, что обязанности становятсяприятными, когда выполнены. Дочь понимает, что обязанности — это все, что неприятно,
и хочет узнать, что же тогда приятное. Адвокат объясняет ей, что приятное — это грех,
но грех наказуем, и после приятно проведенного дня или вечера человек мучается угрызениямисовести. Дочь вздыхает: нелегко быть человеком. Она хочет обратно на небеса, но прежденеобходимо открыть дверь и узнать тайну. Адвокат говорит, что ей придется вернутьсяв прежнюю колею, пройти весь путь назад и пережить заново весь кошмарный процесс повторения,
воссоздания, перепевы, повторы... Дочь готова, но сначала она хочет удалиться в пустынныйкрай, дабы обрести себя. Она слышит громкие стоны горемык из Пролива Стыда и хочетосвободить их. Адвокат рассказывает, что однажды явился освободитель, но праведники распялиего на кресте. Дочь попадает на берег Средиземного моря. Она думает, что это рай, но видитдвух угольщиков, которые возят уголь в страшную жару и не имеют права ни искупаться,
ни сорвать с дерева апельсин. Угольщики объясняют ей, что каждый человек хоть однаждысовершил дурной поступок, но одни были наказаны и теперь в поте лица возят уголь целымиднями, а другие не были наказаны и сидят в казино и уплетают обед из восьми блюд.
Дочь удивляется, что люди ничего не делают, чтобы облегчить свое положение. Адвокат говорит,
что те, кто пытается что-то предпринять, попадают либо в тюрьму, либо в сумасшедший дом.
Место, которое показалось Дочери раем, на деле оказывается настоящим адом.Дочь приводит Поэта на край света в пещеру, которую называют ухом Индры, ибо здесь небесныйвластитель слушает жадобы смертных. Дочь рассказывает Поэту, о чем стонет ветер, о чем поютволны. Поэт находит обломки кораблей, в том числе и того, который отплыл из Бухты Красоты.
Дочери кажется, что и Бухта Красоты, и Пролив Стыда, и «растущий замок», и Офицерей приснились. Поэт говорит, что он сочинил все это. Поэзия — не действительность,
а больше, чем действительность, не сон, а сон наяву. Дочь чувствует, что слишком долгопробыла внизу, на земле, мысли ее уже не могут взлететь. Она просит помощи у своегоНебесного отца. Поэт просит Дочь Индры передать Властителю мира прошение человечества,
сочиненное мечтателем. Он вручает Дочери свиток со своей поэмой. Поэт замечает вдалиу рифов корабль. Его команда молит о помощи, но, увидев Спасителя, моряки в страхе прыгаютза борт. Дочь не уверена, что перед ними действительно корабль, ей кажется, что этодвухэтажный дом, а рядом с ним — телефонная башня, доходящая до облаков. Поэт видитзаснеженную пустошь, учебный плац, по которому марширует взвод солдат. На пустошь, закрываясолнце, опускается туча. Все исчезает. Влага тучи погасила огонь солнца. Солнечный свет создалтень башни, а тень тучи задушила тень башни.Дочь просит Привратницу позвать Деканов четырех факультетов: сейчас будут открывать дверь,
за которой — разгадка тайны мира. Появляется сияющий от радости Офицер с букетом роз:
его возлюбленная — Виктория вот-вот спустится вниз. И Поэту, и Дочери кажется, будто онивсе это где-то уже видели: то ли это приснилось Поэту, то ли он это сочинил. Дочь вспоминает,
что они уже произносили эти слова где-то в другом месте. Поэт обещает, что скоро Дочь сможетопределить, что такое действительность. Лорд-канцлер и Деканы четырех факультетов обсуждаютвопрос о двери. Лорд-канцлер спрашивает, что думает Декан богословского факультета, но тотне думает, он верует. Декан философского факультета имеет мнение, Декан медицинскогофакультета знает, а Декан юридического факультета сомневается. Разгорается спор. Дочь обвиняетих всех в том, что они сеют сомнение и разлад в умах молодежи, в ответ на что Деканюридического факультета обвиняет Дочь от имени всех праведников в том, что она пробуждаету молодежи сомнение в их авторитете. Они гонят ее, угрожая расправой. Дочь зоветс собой Поэта, обещая ему, что скоро он узнает разгадку тайны мира. Дверь открывается.
Праведники кричат «ура», но ничего не видят. Они кричат, что Дочь обманула их:
за дверью ничего нет, Дочь говорит, что они не поняли этого ничто. Праведники хотятее побить. Дочь собирается уйти, но Адвокат берет ее за руку и напоминает, что у нееесть обязанности. Дочь отвечает, что повинуется велению высшего долга. Адвокат говорит, чторебенок зовет ее, и она понимает, как сильно привязана к земле. Она чувствует угрызениясовести, единственное спасение от которых — исполнить свой долг. Дочь очень страдает. Онаговорит, что все вокруг — ее дети. Поодиночке каждый из них хороший, но стоитим сойтись вместе, как они начинают ссориться и превращаются в демонов. Она покидаетАдвоката.Дочь и Поэт у стен замка, растущего из земли. Дочь поняла, как нелегко быть человеком.
Поэт напоминает ей, что она обещала открыть ему тайну мира. Дочь рассказывает, что на заревремен Брама, божественная первооснова, позволил матери мира Майе соблазнить себя, дабыразмножиться. Это соприкосновение божественной первоматери с земной стало грехопадением неба.
Таким образом, мир, жизнь, люди не более чем фантом, видимость, сон. Чтобы освободитьсяот земной материи, потомки Брамы ищут лишений и страданий. Но потребность в страданиисталкивается с жаждой наслаждений, или с любовью. Происходит борьба между болью наслажденияи наслаждением страдания. Эта борьба противоположностей рождает силу. Дочь страдалана земле гораздо сильнее людей, ибо ее ощущения тоньше. Поэт спрашивает ее, что причинялоей самые сильные страдания на земле. Дочь отвечает, что ее существование: чувство, чтоее зрение ослаблено глазами, слух притуплен ушами, а мысль запуталась в лабиринте жирныхизвилин. Чтобы отряхнуть прах со своих ног, Дочь снимает туфли и бросает их в огонь.
Входит Привратница и бросает в огонь свою шаль, Офицер — свои розы, на которыхостались лишь шипы, а Стекольщик — свой алмаз, открывший дверь. Богослов бросает в огоньмартиролог, ибо не может больше защищать Бога, который не защищает своих детей. Поэтобъясняет Дочери, кто такие мученики за веру. Дочь объясняет ему, что страдание — этоискупление, а смерть — избавление. Поэт читал, что, когда жизнь близится к концу, всеи вся вихрем проносится мимо. Дочь прощается с ним. Она входит в замок. Раздается музыка.
Замок загорается, и бутон на его крыше распускается в гигантский цветок хризантемы.
На заднике, освещенном пламенем горящего замка, проступает множество человеческих лиц —
удивленных, опечаленных, отчаявшихся...
См. также:
Байрон Дж-г - Каин, Джордж Байрон - Каин, Хулио Кортасар - Игра В Классики, М Е Салтыков-щедрин - Дневник Провинциала В Петербурге, Артур Кларк - Космическая Одиссея 2001 Года, И С Тургенев - Рудин