Социологический словарь

Адорно Теодор

Адорно Теодор(Adorno, Theodor) (1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эписто-мологические работы, а также критический анализ современного общества и Массовой культуры вызвали наибольший резонанс. Высланный из Германии нацистами в 1934 г., он переехал сначала в Англию, а затем в США, где оставался до своего возвращения в Германию в 1949 г. В Америке Адорно участвовал в известном эмпирическом исследовательском проекте "Авторитарная личность" (Адорно и др., 1950), включившем в себя изучение расовых предрассудков, национализма и авторитаризма. В 1959 г. он стал руководителем Института социальных исследований, переведенного во Франкфурт из США. Адорно написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, Эстетике, социальной психологии и социологии. Его критика капитализма концентрировалась главным образом на коммерциализации и извращении культуры "индустрией развлечений". Так, популярная музыка, написанная исключительно ради продажи, превратилась в стандартизированную и механическую, служа "социальным цементом" существующей системы. Интерес Адорно к методам подавления мысли и к устройству того, что он называл "управляемым миром", привело его в ряды решительных противников традиционных эпистомологических идей и сторонников радикальных перемен в обществе. В эпистомологических работах, например в "Негативной диалектике" (1973), он призывал отказаться от любых теоретических схем и концептуальных построений, превращающихся в догмы, включая марксизм. Адорно отвергал и эмпиризм, и позитивизм, расценивая их как изменяющие разуму и не ведущие более к "просвещению". В его "Эстетической теории" (1984) художественная и критическая теории были наделены "властью" нести "правду" в общество. Здесь же Адорно говорит об управляемом обществе как о построении на основе мифа о всеобщем разуме. Его методология, "негативная диалектика" , была инструментом критического анализа общества. Исследователи жизненного пути и трудов Адорно считают его позицию пессимистической и элитарной. Их точку зрения приняли более поздние представители Франкфуртской школы, особенно Хабермас. Другие важные работы Адорно: "Диалектика просвещения" (совместно с Хоркгеймером, 1972), "Философия современной музыки" (1973), "Жаргон подлинности" (1973). См. Беньямин; Methodenstreit (прил.).