Словарь символов

Баран

БаранОлицетворяет мужское начало, порождающую силу, творческую энергию. Связан с богами Солнца и Неба. В Зодиаке Овен символизирует обновляющую солнечную силу весны, как начала года. Спираль бараньих рогов считается символом грома и может связываться как с богами солнца, так и с богинями луны. С другой стороны, баран - самое обычное жертвенное животное. В тибетском буддизме голова барана символизирует дорже. У кельтов это знак плодородия, хтонического начала и атрибут богов войны. Змея с головой барана связана с рогатым богом Цернунном. В христианстве баран символизирует Христа как пастыря и как жертву (см. агнец), предвосхищением которой был баран, заменивший Исаака на жертвеннике. В Египте олицетворял творческую силу, солнечную энергию, творческий жар, обновляющую солнечную энергию. Баран - символ бога Амон-Ра. Ра, ты овен - могущественнейший из всех сотворенных вещей. Изображенный с головой барана бог Кхему превратился позже в Кхему-Ра. Мендесский баран был атрибутом Озириса. В Древней Греции баран посвящался Зевсу-Сабазию как богу-овну и являлся символом плодородия и творящей силы; Дионису как богу плодородия; Пану как мендесский баран. На Кипре баран ассоциировался с Афродитой. Баран (овен) является знаком Зодиака, управляемым Марсом. В индуизме посвящен ведическому богу огня Агни и олицетворяет священный огонь. В исламе баран - жертвенное животное. Скандинавский Тор запрягал баранами свою колесницу. В шумеро-семитской традиции голова барана на вершине колонны олицетворяла правителя океана и судьбы Эа. С бараньими рогами на голове обычно изображается финикийский Ваал-Хамон как бог неба и плодородия. С бараньими рогами изображался Рашап, и бараны поддерживают его трон.
| Ещё

См. также `Баран` в других словарях
баран
См. глупец, кроткий

как бараны в стаде...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
1. м. 1) Жвачное парнокопытное млекопитающее семейства полорогих. 2) Самец овцы, домашнее животное с густой волнистой шерстью и изогнутыми рогами. 3) перен. разг.-сниж. Глупый, упрямый человек. 2. м. Старинное стенобитное орудие в виде бревна с окованным железом наконечником, напоминающим баранью морду; таран.
баран
, м.
1. Самец овцы.
2.
Жвачное парнокопытное млекопитающее с изогнутыми рогами, обитающее в основном на высокогорных открытых пространствах.
Дикий баран. Памирский баран.
как баран на новые ворота{ (уставиться, смотреть и т. п.)}
прост. пренебр.
стать в тупик, столкнувшись с чем-л. новым, неожиданным.
не баран начихал
в знач. сказ.; прост.
не пустяк (пустяки), а нечто значительное, важное, с чем следует счит...
баран
БАРА́Н -а; м.
1. Самец домашней овцы. Глуп как б. (очень глуп). Стадо баранов (также: пренебр.; о беспорядочной толпе; о людях, бездумно, слепо повторяющих чьи-л. поступки и действия). // Жвачное парнокопытное дикое млекопитающее сем. полорогих с густой волнистой шерстью и изогнутыми рогами (обитает преимущественно в высокогорных районах). Дикий б. Памирский б. Снежный б.
2. Разг.-сниж. О глупом, упрямом человеке.
3. Старинное стенобитное орудие в виде бревна с окованным наконечником наподобие бараньей морды; таран.
Не ба...
-а, м 1. Жвачное парнокопытное дикое млекопитающее сем. полорогих с густой волнистой шерстью и изогнутыми рогами. Горный б. Снежный б. (толсторог). 2. Самец домашней овцы. Глуп как б. Как б. на новые ворота (смотрит, уставился: ничего не понимая; разг. неодобр.). Стадо баранов (также перен.: о тех, кто, не имея собственного мнения, слепо следует за кем-чем-н.; разг. пренебр.).* Вернемся к нашим баранам (книжн.) - вернёмся к прежней теме, к прерванному разговору [по французскому фарсу 15 в. “Адвокат Патлен”, где судья, разбирая дело о краже баранов, пытается навести порядок в спо II уменьш.-ласк. барашек, -шка, м. II прил. бараний, -ья, -ье.
БАРАН
Баран педальный. Жарг. мол. Бран. О человеке, вызывающем раздражение, негодование. Максимов, 26.
Божий (боженькин) баран (баранчик). Пск. Бекас. ПОС 1, 112, 114.
Лесной (лесовой, леший) баран. Пск. То же, что божий баран. ПОС 1, 112.
Не баран начихал. Прост. Шутл. О чём-л. важном, серьёзном. Ф 1, 17; БТС, 59.
Серый баран. Жарг. угол. Пренебр. Участковый инспектор. ТСУЖ, 160; Балдаев 2, 36.
Цагайский баран. Жарг. угол. Пренебр. Представитель какой-л. из народностей Дагестана. Балдаев 2, 133.
Барана мама. Жарг. мол. Шутл. Название...
барана, м. 1. Млекопитающее травоядное с длинной вьющейся шерстью и изогнутыми рогами. Дикий баран. Каменный баран. || Самец этого животного (преимущ. о домашнем его виде в отличие от самки-овцы). 2. Откидная печная вьюшка (обл.). Стадо баранов (разг. презрит.) - перен. толпа, группа людей, слепо идущая за каким-н. вожаком.
баран
• форменный баран
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
м. овечий самец, овен; овец арх., куцан церк. валух, легченый; из диких: каменный баран, горный баран, Ovis argali, аргали, на Алтае, в Камчатке; степной каменный баран (быть может, он же?) муфлон, аркар, на Усть-Урте. Барануха вост.-сиб. овца; быря кур. вор., агница. Без имени (без вымени?) овца - баран. Бился баран с козлом, помутилася вода с песком, мешать масло. Баран в хлеве, нога в стене, крюк дверной. Баран без шерсти не живет, говорят коли шерсть попадется во щах. Бушка-баран, не ходи по горам: убьют тебя, не пеняй на меня. Послушался козла баран, да и сам в беду попал. Баран бараном, а рога даром, на придачу. Баран бараном (о гостинце), а денежки (а должок) даром, сам по себе. Куда один баран, туда и все стадо. На мир баран прибыл, налог. Подсунуть барашка в бумажке. Нашему барану (болвану) ни в чем нет талану. Черту баран, готов одран, о самоубийце. Козел по горам, баран по горам. Иди, что баран за водырем. Словно бараны, все в кучу сбились. На блюде баран, никем не рушан, а ...
бара́н
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) кого? бара́на, кому? бара́ну, (вижу) кого? бара́на, кем? бара́ном, о ком? о бара́не; мн. кто? бара́ны, (нет) кого? бара́нов, кому? бара́нам, (вижу) кого? бара́нов, кем? бара́нами, о ком? о бара́нах
1. Бараном называют самца домашней овцы.

На Рождество они зарезали барана.

2. Бара...
баран I бара́н I. "баран", стар. также бора́н, укр. бара́н, сербохорв. баран, др.-чеш. baran, beran, чеш. beran, слвц. baran, польск. baran, в.-луж. boran, н.-луж. baran. Сравнивают с греч. βάριον ̇ πρόβατον, βάριχοι ̇ ἄρνες (Гесихий), алб. berr "овца, мелкий скот", barí м. "пастух". Согласно Г. Майеру (Alb. Wb. 33), Бернекеру (1, 43 и сл.) и Мейе (RS 2, 69 и сл.), это древнее альпийское слово, распространенное также в сев.-ит. говорах: миланск. bera, энгадинск. bar и т. д. Происходит из подзывного междом. ber- (см. Иокль, LKU 242 и сл.; Чабей, Glotta 25, 50 и сл.; Рольфе, ZfromPh 45, 672). Коржинек (LF 58, 430) указывает на зазывание брр в укр. бирь. Ср. также русск. подзывание для овец: барба́р, бырбы́р (Даль...
(иноск.) - смирный, глупый человек, которым помыкают
Ср. Пока акционеры будут покорными баранами, "правление" не перестанет их стричь.
*** Афоризмы.
Ср. Им бы хотелось, чтобы мы по их приказу стадом баранов сломя голову метнулись, куда им угодно...
Мельников. В лесах. 4, 12.
Ср. Как я, старый дурак? выжил, глупый баран, из ума!
Гоголь. Ревизор. 5, 8.
Ср. Домашние бараны с незапамятных времен живут в порабощении у человека, их настоящие родоначальники неизвестны.
Брэм (Ср. Салтыков. Сказки. 15).
Ср. ОњП‰ПЃПЊП„ОµПЃОїП‚ ПЂПЃОїОІО¬П„ОїП….
Глупее барана.
Баран `Этимологический словарь русского языка`
баран Общеслав. Объясняется по-разному. Наиболее предпочтительным является толкование слова как звукоподражательного переоформления (под влиянием подзывного бар-бар-бар) общеслав. суф. производного от того же корня, что и перс. bärre «ягненок», греч. arēn «овца, баран» и т. д., восходящего к индоевроп. *u̯er «шерсть». Баран буквально — «животное, имеющее и дающее шерсть». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
баран
Древнерусское – боранъ.
Общеславянское – boranъ.
Индоевропейское – bher- (резать, колоть).
Слово «баран» известно с древнерусской эпохи в форме «боранъ».
Форма с буквой «о» в корне является исконной, а с буквой «а» – возникла позже и встречается с конца XIV в.
Возможно, происхождение слова связано с албанским berr – «мелкий скот» либо с греческим bario – «баран».
По распространенному мнению языковедов, слово имеет доиндоевропейское происхождение. По другим предположениям, общеславянское boranъ связано с общеславянским borvъ (русское – боров) и восходит к индоевропейскому корню bher- («резать, возделывать, колоть») в сочетании с суффиксом -an-ъ, характерном для названий животных и птиц....
Баран I Ба́ран (Вагап)
Пол (1910—1964), американский экономист. Родился на Украине. Эмигрировал. Учился в Берлине и Париже. С 1939 жил в США, продолжал образование в Гарвардском университете. После 2-й мировой войны работал в управлении федерального резервного банка Нью-Йорка, с 1949 профессор экономики Станфордского университета (США). Наибольшую известность Б. принесла книга «Политическая экономия роста» (1957), в которой он стремился с марксистских позиций дать анализ некоторых проблем экономического роста развивающихся стран. В книге «Монополистический капитал» (1966), написанной в соавторстве с П. Суизи, Б. на большом фактическом материале показывает паразитизм и загнивание монополистической экономики США. В ...
Баран
, см. Овен.
Баран см. Овен, баран.
В мифологии ирландских кельтов баран - один из излюбленных образов. Он ассоциировался с романо-кельтской версией Меркурия, отождествляясь с первоначальной ипостасью этого бога классической античности. В разных районах Британии и Галлии найдены небольшие фигурки баранов, являвшихся атрибутами культа Меркурия. Баран в мире кельтов неизменно ассоциировался с культами войны. Некоторые боги-воители древних кельтов изображались с бараньими рогами, ибо баран считался символом агрессии и гиперсексуальности. Некоторые из этих богов имели не только рога на голове, но и изображались обнаженными, символизируя плодовитость и сексуальную активность, а также агрессивность и воинственность. Археологи обнаружили артефакты, содержащие символику барана, на раскопках во многих поселениях древних кельтов, в том числе и в Ла Тен. Например, нередко встречались кувшины с ручками в виде бараньей головы.
(Источник: «Кельтская мифоло...
     мясо барана не имеет большой ценности в кулинарии и в питании считается самым плохим после козлятины. Баранина трудно переваривается, не питательна, и у этого мяса очень неприятный запах. По-этому лучше есть барана молодым, когда он еще не баран, а ягненок. Или лучше его кастрировать, по крайней мере для кулинарных целей.
* * *
(Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов»)
Баран самец-производитель. Обычно используют лучших в плем. отношении и наиб. продуктивных Б., остальных кастрируют и выращивают для получения шерсти и мяса (см. Валух ). Половая зрелость у Б. наступает в 4—5 мес, у скороспелых пород несколько раньше. С этого времени их содержат отдельно от ярок и маток. В спаривании Б. используют с 1,5-летнего возраста до 7—8 лет. Потомство каждого Б. исчисляется сотнями, а при искусств. осеменении тысячами голов, поэтому правильный выбор производителя играет большую роль в совершенствовании стада. Для выращивания Б.-производителей отбирают ягнят, происходящих от лучших родителей. Отбор посредством индивидуальной бонитировки проводят, как правило, в возрасте 1—4 мес и 1 года. В 1,5—3,5-летнем возрасте Б. спаривают с 80—100 матками и оценивают по качеству потомст...
БАРАНОВ БАРАНСКИЙ БАРАНЦЕВ БАРАН БАРАНЕНКОВ БАРАНО БАРАНУЛЬКО БАРАНУЛЬКИН БАРАНЧИК БАРАНЬ БАРАНЕНСКИЙ Отчество от нецерковного мужского личного имени Баран (как Волк, Заяц и др.), частого у русских в XVI-XVII вв.; в Польше имя Баран документировано с 1249г. (Н). Баранский - украинский или польский вариант той же фамилии. Барановы. От мурзы Ждана по прозвищу Баран, вышедшего в 1430 - 1460-е годы из Крыма на службу к В...

БАРАН

Перевод

производитель, приходится обычно на большое число маток. На племя надо выбирать самых крепких, лучших по шерсти и мясности, хорошего происхождения Б.

В случку Б. можно впервые пускать в возрасте 11/2 лет. В период случки, за месяц перед ней и месяц спустя Б. производителю надо ежедневно давать 0,6-1 кг овса или ячменя и обеспечить моцион. При вольной случке барану дают 25-30 маток, при ручной 60-80, при искусственном осеменении 200- 500. Б. 11/2 лет можно давать в день 1-2 садки, а с 21/2 лет и старше до 3 садок; в качестве производителей Б. используются до 61/2-71/2 лет.

1) тулуп, 2) глупый
(o hrios) - таран.
Баран
см. Ткацкое производство.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Словарь символов` ?
Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы. В связи с тем, что бабочка напоминает по форме обоюдоострый топор, она считается символом Великой Богини. У кельтов олицетворяет душу и огонь; у китайцев - бессмертие, досуг в изобилии и радость. Бабочка с хризантемой символизирует красоту в старости; с пером - долголетие. В христианстве стадии ее развития олицетво...
В китайской символике оли цетворяет вес, что только есть наиболее превосходного, принцип ян, Неба-Отца. Это также Драгоценность Небес, продукт взаимодействия горы и воды, объединения сил инь и ян. Человек совершенный состязается в доблести с жадеитом. Отполированный и сияющий, он олицетворяет чистоту, а гладкий и глянцевый - благорасположение. Его плотность и прочность означают убежденность интеллекта. Когда его грани не очень остры, он символизирует справедливость. Ожерелье из жаде...
Обозначается точкой, либо точкой в центре круга. Это центр, из которого началось творение. Он идентифицируется с водами, яйцом и лотосом.
В христианском искусстве золотой зяблик изображается в связи со страданием Христа, а также с Христом как Спасителем, причем птицу ассоциируют с терниями и колючками. Он также означает плодовитость и галантность.
Символизирует власть, прямое желание, мужскую силу. Принимает на себя частично символизм молота как атрибута богов-громовержцев. В кельтском эпосе киянка - атрибут Сукела. В Китае киянка и долото - атрибуты бога грома Ли-Куня. В Японии киянка - молот творения, а также символ объединенной мужской и женской силы и удачи....
Означает способное к зачатию женское начало, причем стрела - это начало мужское. Атрибут Артемиды и всевозможных охотников.
Предвещает беду, войну, пожар или эпидемию, но может быть также посланником солнечных богов.
Означает фаллос, творчество, производящий мужской принцип (женский принцип символизирует йони). Это преимущественно символ Шивы-творца. Лингам не просто символ физической силы, а космического созидания и обновления жизни. Кроме тоТо, он олицетворяет духовное возмужание в йогическом аскетизме. Лингам - это самодовлеющее существование, пуповина, а его символами являются колонна, столб, конус и т, п. Он коренится в водах и воздымается над ними. В...
Символизируют Солнце, божественный блеск, благосклонность божества, эманацию ноуса. Corona racliata (венец лучей) - волосы бога Солнца, золотые лучи Гелиоса. Двойное гало из лучей символизирует двойственность изображаемого божества. Лучи, исходящие из плеч вавилонского бога Солнца Шамаша и ханаанского Шамаша, - черта шумеро-семитского бога Солнца. Седьмой луч Солнца - это тот путь, которым человек попадает из этого мира в иной; солнечные врата или две...
Олицетворяет страх, неопределенность и жалобы.
Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца (чистые руки и чистое сердце). Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Снятые перчатки означают уважение, откровенность, поскольку того, кто в перчатках, можно скрыть. Бросить перчатку - значит бросить вызов чести. Железные перчатки являются атрибутом Тора и богов-кузнецов. Перчатки подчеркивают жесты рук и их символику....
У китайцев олицетворяют элемент воды, священную рыбу, эмоции.
Означает неподверженность гниению, бессмертие. Деревья, дающие смолу, по символическому значению сходны с вечнозелеными. Как и сок, смола считалась субстанцией души дерева, ее называли также слезами Великой Матери. Источник огня. Отсюда значение порождающей силы.
Польза, подчинение. В образе дерна означает родную сторону. Пригоршня травы означает победу, захват страны, сдачу. У римлян венок из травы вручался герою войны или спасителю.
Способный видеть днем и ночью, является символом египетского Анубиса, Следопыта, Открывателя Пути, психопомпа, ведущего души из этого мира в другой. Кроме того, ассоциируется с кладбищем. Анубиса изображают в виде черного шакала или с шакальей головой. В буддизме шакал - это человек, погрязший во зле, неспособный понять Дхарму. В индуизме питающиеся падалью шакалы и вороны следуют за Кали-разрушительницей....