адвайта
-
АДВАЙТА
(недвоичность, недуализм), также адвайта-веданта — влиятельнейшая школа веданты. Главный ее классик — Шанкара, хотя она явно существовала и до него. Интерпретация "Брахмасутр" в духе адвайты естественнее других, и эти взгляды представляют собою гл.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
Адвайта
Недвойственность; монизм.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
адвайта
(Санскр.) Секта Веданты. Не-дуалистическая (А-двайта) школа Ведантийской философии, основанная Шанкарачарьей, величайшим из исторических браминских мудрецов. Двумя другими школами являются Двайта (дуалистическая) и Вишнитадвайта; все три называют себя ведантийскими.
Теософский словарь
-
АДВАЙТА
АДВАЙТА (санскр. — без второго) — понятие, обозначающее состояние отсутствия двойственности, а также всеединство как своеобычный принцип онтологического порядка. А.-мата (учение о недвойственности) — парадигма монизма, представленная в индийской философии в самых разнообразных формах.
Новейший философский словарь
-
ВИШИШТА-АДВАЙТА
ВИШИШТА-АДВАЙТА (санскр. viśiṣṭa-advaita – недвойственность, определяемая различиями, недвойственность
Новая философская энциклопедия
Помимо идей бхеда-абхеды [БХЕДА-АБХЕДА], значительное воздействие на становление вишишта-адвайты оказала
Для Рамануджи представление адвайты о Брахмане [БРАХМАН]как чистом сознании, лишенном каких бы то ни
Знаменитые «семь возражений» (сапта-анупапатти), выдвинутые Рамануджей против адвайты, связаны именно
Предостерегая верующих от крайностей адвайты и пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА], вишишта-адвайта призывает
-
ВИШУДДХА-АДВАЙТА
ВИШУДДХА-АДВАЙТА (санскр. viśuddha-advaita, букв. – чистая недвойственность) – философская школа вишнуитского
Новая философская энциклопедия
Система вишуддха-адвайты вобрала в себя ряд положений, близких идеям теистической санхсьи, в частности
Вишуддха-адвайта насчитывает 10 видов познания; пять вечных, включающих манифестацию Бога в Ведах [ВЕДЫ
ведет ни «путь действия», т.е. следование ведийским предписаниям, ни «путь знания», предложенный адвайтой
марьяда-бхакти, полагавшей, что для проявления бхакти необходимы личные усилия человека, вишуддха-адвайта
-
ДВАЙТА-АДВАЙТА
ДВАЙТА-АДВАЙТА (санскр. dvaitādvaita — двойственность-и-недвойственность) — религиозно-философская школа
Новая философская энциклопедия
Основателем двайта-адвайты считается Нимбарка (11 в.), сформулировавший ее основные идеи в Комментарии
Сам Нимбарка был правоверным кришнаитом, однако школа двайта-адвайты еще не обрела явной теистической
окраски, свойственной средневековой веданте; в чисто философском отношении двайта-адвайта как бы занимает
промежуточное положение между виши-шта-адвайтой Рамануджи [РАМАНУДЖА] и двайтой Мадхвы [МАДХВА].
-
ШАБДА-АДВАЙТА
ШАБДА-АДВАЙТА (санскр. śabdādvaita – недвойственность слова) – религиозно-философская концепция индийского
Новая философская энциклопедия
«Лингвистический монизм» (как часто интерпретируют шабда-адвайту) обозначил, с одной стороны, отказ Бхартрихари
-
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскр. advaita-vedānta – веданта не-двойственности) – первая религиозно-философская
Новая философская энциклопедия
Некоторые идеи адвайта-веданты были намечены у Гауда-пады (6 в.) и систематически разработаны Шанкарой
Сохраняя наиболее тесную связь со священной традицией, адвайта-веданта стремилась преодолеть расхождения
С т.зр. адвайты тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает лишь «благую долю» (бхага
В целом адвайта-веданта после Шанкары продолжала развиваться по трем основным направлениям.
-
ВИШИШТА-АДВАЙТА
а., бескачественный (нйргуна) Абсолют адвайты невозможен и немыслим.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
Мир не есть просто иллюзия (против адвайты), а майя — это созидательная сила бога.
-
Адвайта-Вада
Теория о том, что Существует только Брахман; монизм; Веданта.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Адвайта-Веданта
Недвойственная философия (Шанкары).
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Адвайта-Ништха
Установленный в состоянии недвойственности.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Адвайта-Сиддхи
Реализация недвойственного Брахмана или Единого.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Анубхава Адвайта
Действительное живое переживание Единого.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Бхава-Адвайта
Адвайтический союз в ощущении.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
АДВАЙТА-ВЕДАНТА (веданта недвойственности) — индийское религиозно-философское учение, одна из основных
Большой энциклопедический словарь
-
Адвайта-авастха-рупа-Самадхи
Нирвикальпа Самадхи Ведантистов, где нет Брахмакара Вритти (Вриттирахита).
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Адвайта-Веданта (Веданта Недвойственности)
Появление Адвайта-веданты связывается с именем мудреца Гаудапады.
Краткий религиозный словарь
Основной тезис Адвайта-веданты — нераздвоенность основного духовного начала (брахмана — атмана), его
-
Сахаджанирви кальпасамадхи
Естественное Адвайта состояние Брахмана-Сознания.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
"БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ"
«Брахма-сутры»и Адвайта-веданта [АДВАЙТА-ВЕДАНТА].
Новая философская энциклопедия
-
Рамануджа
Рамануджа
Большая биографическая энциклопедия
индийский религиозный мыслитель XI—XII вв., основатель вишишта-адвайты — разновидности
веданты, характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты, ограниченным монизмом:
-
Вивартасришти
начальная реальность остаётся тем, кем она является, и тем не менне кажется приносящей эффект (согласно Адвайта
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Гаудапада
Гаудапада
Большая биографическая энциклопедия
(V в.), индийский философ, один из первых представителей адвайта-веданты («недвойственной
-
ГАУДАПАДА
индийский философ, один из первых представителей адвайта-веданты ("недвойственной веданты").
Большой энциклопедический словарь
-
РАМАНУДЖА
средневековый индийский религиозный философ, основатель вишишта-адвайты — разновидности веданты,
Большой энциклопедический словарь
характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты, ограниченным монизмом: Рамануджа
-
МАДХВА
Противостоял монистической линии веданты Шанкары (адвайта-веданты).
Большой энциклопедический словарь
-
Мадхва
Противостоял монистической линии веданты Шанкары (адвайта-веданты).
Большая биографическая энциклопедия
-
РАМАНУДЖА
величайший вишнуитский вероучитель и создатель философии вишишта-адвайты, основатель одной из четырех
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
Шанкары, затем обратился в вишнуизм и создал монотеистич. вариант веданты, в противоположность монизму адвайты
-
МАНДАНА МИШРА
Кумарила Бхатты [КУМАРИЛА БХАТТА], но, будучи побежден в диспуте Шанкарой [ШАНКАРА], стал последователем адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и якобы принял имя Сурешвара.
лингвофилософии – «Спхоттасиддхи», трактата по эпистемологии – «Вибхрамавивека» и первого в истории адвайта-веданты
раньше Шанкары, тогда именно ему принадлежит решающая роль в создании некоторых основных положений адвайта-веданты
Если же это не так, то его влияние на развитие адвайта-веданты все равно велико: через Вачаспати Мишру
-
АЧАРЬЯ
гуру, А. означает либо интеллектуально признанного главу духовной традиции (напр., ньяи, вшиишта-адвайты
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА
– учение о видении, [равнозначном] творению) – направление в рамках адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА
Новая философская энциклопедия
солипсистская по своему духу концепция дришти-сришти-вада знаменует вторую крайнюю точку в развитии адвайты
-
шринга гири
Большой и процветающий монастырь в горах Западные Гхаты в Майсоре (Южная Индия); главный матхам Адвайта
Теософский словарь
-
ГАУДАПАДА
Труды Г. содержат первое систематич. изложение и истолкование философии адвайта-веданты.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ШАНКАРА
синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты
Большой энциклопедический словарь
-
Шанкара
е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты.
Большая биографическая энциклопедия
-
ДЖНЯНА
Результат джняна-йоги, т. е. преимущественно адвайта-веданты, понятой как садхана.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
А. Парибок
-
Рамакришна
Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи.
Энциклопедический словарь псевдонимов
-
СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
среди неортодоксальных учений – буддийская виджняна-вада [ВИДЖНЯНА-ВАДА],среди ортодоксальных – адвайта-веданта
Новая философская энциклопедия
Согласно же представлениям адвайта-веданты, реален лишь высший Брахман [БРАХМАН],который понимается как
В некоторых направлениях адвайта-веданты существование эмпирического мира прямо сведено к его воспринимаемости
Адвайта-веданта пытается уберечься от солипсистских импликаций благодаря представлению о вечном Брахмане
-
РОЙ
Разделял представление вишишта-адвайты [ВИШИШТА-АДВАЙТА]о Сагуна Брахмане [БРАХМАН], т.е. личностном
Новая философская энциклопедия
-
РАМАКРИШНА
Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи.
Большой энциклопедический словарь
-
Рамакришна
Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи.
Большая биографическая энциклопедия
-
ВИВАРТА-ВАДА
ВИВАРТА-ВАДА (санскр. vivarta-vāda – учение о видимости) – концепция причинности, выдвинутая в адвайта-веданте
Новая философская энциклопедия
С т.зр. адвайты причина и источник мира – это высший Брахман [БРАХМАН],о котором из священного писания
Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием
-
КХЬЯТИ-ВАДА
Анирвачаниякхьяти (anirvacanīyakhyāti) принадлежит последователям адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары
Новая философская энциклопедия
Если буддизм и адвайта на основании своих теорий утверждают, что все перцептивные суждения ложны, то
вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА]и миманса [МИМАНСА]отправляются от противоположного тезиса.
Сторонники вишишта-адвайты, придерживающиеся теории саткхьяти (satkhyāti), делают ударение на реальности
-
ДЖНЯНА
В адвайта-веданте Шанкары джняна считается абсолютно тождественным высшему Брахману [БРАХМАН].
Новая философская энциклопедия
Полемизируя с адвайтой, вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА] предлагает собственную концепцию знания и незнания
является самодостаточной сущностью, но только свойством определенной основы, или – что для вишишта-адвайты
Характерная для адвайты метафора знания-света превращается в вишишта-адвайте в способность светить или
-
БХЕДА-АБХЕДА
его идеи со школой Рамануджи [РАМАНУДЖА].Если учения Бхаскары и Ядавы оказались медиатором между адвайтой
Новая философская энциклопедия
и виши-та-адвайтой, то третий период развития доктрины сыграл роль своеобразного мостика уже между вишишта-адвайтой
самую сердцевину представления о Брахмане; в своем варианте бхеда-абхеды, более известном как двайта-адвайта
[ДВАЙТА-АДВАЙТА](двойственность-и-недвойствен-ность), он разделяет статический, или тождественный аспект
-
РАМАНУДЖА
РАМАНУДЖА (Rāmānuja) (1017–1137) – индийский религиозный философ, создатель учения вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА
Новая философская энциклопедия
В целом Рамануджа выстраивает свою систему в постоянной полемике с адвайта-ведантой [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]
С точки зрения Рамануджи, представление адвайты о бескачественном Брахмане [БРАХМАН]и «космической иллюзии
-
ВИВЕКАНАНДА
Философское учение Вивекананды (т.н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-веданты [
Новая философская энциклопедия
АДВАЙТА-ВЕДАНТА]:основа вселенной есть Брахман [БРАХМАН]как неопределенное и «всеисключающее» духовное
Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов
-
СУРЕШВАРА
– представитель адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА], ученик и младший современник Шанкары [ШАНКАРА];
Новая философская энциклопедия
Именно идеи Сурешвары заложили основу целого направления адвайты, по существу склонявшегося к представлению
-
СПАНДА
говорили обычно о «вибрации сознания» (читта-спанда), для Гаудапады, выступившего одним из предтеч адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА],тот же образ «пульсирующего сознания» служит метафорой высшего Брахмана [БРАХМАН](
-
"ЙОГА-ВАСИШТХА"
Излагаемые воззрения близко напоминают адвайту Шанкары, но примирительны к буддизму и ищут скорее сходства
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ШАНКАРАЧАРЬЯ
возглавляющих монашеские ордена и монастыри (питхи), основанные Шанкарой для сохранения и развития традиций адвайта-веданты
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ДАЙЯНАНДА САРАСВАТИ
Развернуто критиковал адвайта-веданту Шанкары [ШАНКАРА] и вишишта-адвайту Рамануджи [РАМАНУДЖА] как теоретическое
Новая философская энциклопедия
-
МАЙЯ
колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
БХАСКАРА
произведение – Комментарий на «Брахма-сутры» – явилось одним из первых полемических выступлений против адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и во многом предвосхитило критическую аргументацию вишнуитского направления веданты
Душа по своей сущности тождественна Брахману, однако, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь
активности органов чувств, и «чайтанья» – вечное самосознание, направленное на Атман [АТМАН].В отличие от адвайты
-
УПАДХИ
В адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары это образования авидьи [АВИДЬЯ], т.е. вселенского Неведения
Новая философская энциклопедия
Адвайта рассматривает упадхи прежде всего в связи с проблемой ложного наложения качеств на Атман [АТМАН
При этом, поскольку адвайта не признает существования какого-либо самостоятельного природного начала
-
БХАРТРИХАРИ
мысли Бхартрихари вошел как великий грамматист и автор системы лингвистического недуализма (шабда-адвайта
Новая философская энциклопедия
[ШАБДА-АДВАЙТА]).Все, что известно о его жизни, складывается из нескольких легенд.
-
"МАНДУКЬЯ-КАРИКИ"
четвертого (турия) состояния, которое определяется по преимуществу апофатически: как недвойственное (адвайта
Новая философская энциклопедия
В последующих главах трактата – «Вайтатхья» («Ложность») и «Адвайта» («Недвойственность») – рассматривается
творения), получило дальнейшее развитие в виварта-ваде [ВИВАРТА-ВАДА](учение о видимости) позднейшей адвайта-веданты
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА].
«Мандукья-карики» послужили своеобразным мостиком между некоторыми идеями махаянского буддизма и адвайта-ведантой
-
БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА
Согласно адвайта-веданте Шанкары, душа тождественна Брахману (или высшему Атману [АТМАН]), более того
Новая философская энциклопедия
Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана,
-
Неоведанта
течения стало переосмысление и приближение к насущным задачам индийского общества философских идей адвайта-веданты
Краткий религиозный словарь
-
МАЙЯ
Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары.
Новая философская энциклопедия
Вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА]выступает с резкой критикой адвайтистской версии майи; Рамануджа [РАМАНУДЖА
Из «семи возражений» (сапта-ану-папатти), выдвинутых Рамануджей против адвайты, главным можно считать
-
ШАБДА
Соединение грамматической теории вечного слова и идей адвайты дало оригинальную концепцию лингвистического
Новая философская энциклопедия
монизма Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ](шабда-адвайта [ШАБДА-АДВАЙТА]).
-
ВАЛЛАБХА
ВАЛЛАБХА (Vallabha) (1481–1533) – создатель течения вишуддха-адвайта [ВИШУДДХА-АДВАЙТА](«чистая недвойственность
Новая философская энциклопедия
-
ЧИТ
В адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА]чит обозначает чистое сознание, тождественное Атману
Новая философская энциклопедия
-
"САРВА-ДАРШАНА-САНГРАХА"
Текст завершается изложением основных идей системы адвайта-веданта [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]как своего рода вершинного
Новая философская энциклопедия
-
ПРАКАШАТМАН
– индийский философ и теолог, последователь адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и основатель одного из
Новая философская энциклопедия
-
Арундхати-ньяя
Бхакти или дуалистической религии Пуран; затем снова к суровым Смрити и, наконец, к недуалистической (Адвайта
Йога и веданта. Словарь терминов
-
ХАКЕР
посвященную творчеству И.С.Тургенева, в 1951 опубликовал вторую: «Исследования по истории ранней адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
В учении адвайта-веданты Хакер выявил глубинный конфликт между «семенами» персонологической антропологии
-
сокровенный смысл упанишад
Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и основателем философии Адвайта, иногда называют
Теософский словарь
-
ВЕДАНТА
Исторически первой школой В. стала адвайта-веданта Шанкары, позднейшие авторы оспаривали его воззрения
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
После нее, остающейся влиятельнейшим направлением, особо значима вишишта-адвайта Рамануджи; другие школы
-
РАМАНА Махариши (Венкатарамана Аияр)
1879—1950) — духовный учитель, йог, создатель оригинальной филос. концепции на основе адвайта-веданты
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
АНАНДАГИРИ
Ᾱnandagiri) (др. имена – Анандаджняна, Джанардана) – индийский религиозный философ 13 в., представитель адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА].
Автор более 20 трудов по адвайта-веданте: Субкомментария на Комментарий Шанкары на «Брахма-сутры» («Шарирака-бхашья-тика
-
МОКША
Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары,Мокша здесь –
Новая философская энциклопедия
Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако
С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) – это всего лишь предварительное условие,
определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта
Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два
-
АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В ортодоксальной системе адвайта-веданта [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]представление об абсолюте как о лишенном свойств
Новая философская энциклопедия
-
ВАЛЛАБХАЧАРЬЯ
Сторонник шуддха-адвайты, или чистого монизма, В. полагал, что мир столь же реален, сколь и Брахман,
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
МАЙЯ
средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте
Большой энциклопедический словарь
-
ЛИЛА
В адвайта-веданте Шанкарылила сближается с представлением о творческой силе Брахмана [БРАХМАН](шакти)
Новая философская энциклопедия
-
Мадхьямика
Взгляды М. оказали влияние на развитие индийской математики (открытие нуля) и диалектической логики адвайта-веданты
Большая советская энциклопедия
-
ДЖИВА
В адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] джива, будучи по сути своей чистым Атманом, совершенно тождественна
Новая философская энциклопедия
Адвайта-веданта выдвинула целый ряд аллегорических гипотез-толкований, описывающих отношения Брахмана
В отличие от адвайты с ее склонностью к онтологизации гносеологической проблематики, вишишта-адвайта
[ВИШИШТА-АДВАЙТА] тяготела скорее к наглядно-космологическому истолкованию отношения Брахмана и дживы
-
ДВАЙТА-ВЕДАНТА
В еще большей степени, чем вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА], двайта-веданта углубила теистические мотивы
Новая философская энциклопедия
Сознавая опасность пантеистических тенденций вишишта-адвайты, двайта-веданта настаивает на трансцендентности
эпистемологии, который в своих трактатах полемизировал с представителями ньяи, вайшешики, вишишта-адвайты
-
САТ-ЧИТ-АНАНДА
С точки зрения адвайта-веданты Шанкары этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или
Новая философская энциклопедия
-
ВЕДАНТА
Философские направления в рамках веданты варьируют от монизма адвайты – через систему вишишта-адвайты
Новая философская энциклопедия
[ВИШИШТА-АДВАЙТА],в которой мир и души считаются частями или атрибутами вечного Брахмана, а также через
Если адвайта скорее тяготела к шиваизму (что объясняется не столько основными теоретическими положениями
-
"БРАХМА-СУТРЫ"
сохранившихся комментариев (и самым влиятельным) является комментарий Шанкары (7–8 вв.), основателя системы адвайта-веданта
Новая философская энциклопедия
Шри-бхашья» («Прекрасное толкование»), написанный Рамануджей (11 – 12 вв.) – основателем школы вишишта-адвайта
Этот комментарий прямо открывается критикой основных положений адвайты, представленных в «Бхашьях» Шанкары
Видное место в истории веданты занимают также комментарии Валлабхи [ВАЛЛАБХА](школа вишуддха-адвайта)
-
ШАНКАРА
величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. представитель и классик направления адвайта-веданты
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА
мадхьямике [МАДХЬЯМИКА]и йогачаре [ЙОГАЧАРА], а затем в заимствовавшей эти буддийские дифференциации адвайта-веданте
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА].
-
ГХОШ
Исходный пункт инволюции — неопределенный (ниргуна) Брахман [БРАХМАН], трактуемый, в отличие от адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
[АДВАЙТА-ВЕДАНТА], как динамическое, а не статическое начало.
-
НИРИШВАРА-ВАДА
Определенным обесцениванием ишвара-вады [ИШВАРА-ВАДА]как религиозной доктрины можно считать и концепцию адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
-
ДВАЙТА
Теистическая реакция на адвайту.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ТЕОЛОГИЯ
Адвайта понимает бога как безличное единое; господь — творец мира ею признается условно реальным.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
КАЛЬПАНА
Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации
Новая философская энциклопедия
-
САТ
Адвайта-веданта Шанкары,более всех других школ опиравшаяся на Священное писание, должна была как-то гармонизировать
Новая философская энциклопедия
-
ПОТТЕР
содержащие историко-теоретические введения и английские резюме основных текстов ньяи и вайшешики, адвайта-веданты
Новая философская энциклопедия
-
МОКША
в санкхъе и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности — в адвайта-веданте
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ШАСТРА
В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ШАКТИ
В монистической адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА],где основой мира выступает высший
Новая философская энциклопедия
-
"ВАКЬЯПАДИЯ"
канде» формируются основы метафизической концепции Бхартрихари, т.н. лингвистического монизма (шабда-адвайта
Новая философская энциклопедия
[ШАБДА-АДВАЙТА]).
-
ИШВАРА-ВАДА
Если в адвайта-веданте вера во всемогущего личного бога Ишвару [ИШВАРА],названного здесь Сагуна Брахманом
Новая философская энциклопедия
-
ПАРИНАМА-ВАДА
В этом и состоит отличие паринама-вады от иллюзионистской доктрины адвайта-ведантистов – виварта-вады
Новая философская энциклопедия
-
АТМАН
В адвайта-веданте А. мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
БХАВА
становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санкхья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта
Новая философская энциклопедия
Концепция абсолютного бытия (cam) формулируется в школах монистического толка (адвайта).