анумана
-
АНУМАНА
АНУМАНА (санскр. anumāna, anu-mā – измерять вслед за чем-то или в соответствии с чем-то) – термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана [ПРАМАНА]).
Новая философская энциклопедия
-
Анумана
Вывод; одно из доказательств знания.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Анумана
Вывод как один из самостоятельных источников познания в философии Ньяя. Предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина — меньший, больший и средний, который их соединяет
Краткий религиозный словарь
-
Сатира Косет
наст. имя Ануман Рачатон; р.1888) – таиланд. филолог, этнограф, историк.
Энциклопедический словарь псевдонимов
-
АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА
Применялся для определения содержательной истинности логического вывода (анумана [АНУМАНА]).
Новая философская энциклопедия
-
ВЬОМАШИВА
традиция, идущая от «Вайшешика-сутр» и Прашастапады, настаивала на сведении шабды к логическому выводу (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]).
-
ПРΑΜΑ-АПРАМА
четырех источников (прамана [ПРАМАНА]) – восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]), логического вывода (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]), сравнения (упамана [УПАМАНА]) и словесного свидетельства (шабда [ШАБДА]).
-
АПТАВАЧАНА
Вайшешики считают, что аптавачана является разновидностью логического вывода (анумана [АНУМАНА]).Не случайно
Новая философская энциклопедия
-
ХЕТУ
В индийской логике и эпистемологии хету выступает основанием логического вывода (анумана [АНУМАНА]),
Новая философская энциклопедия
-
ДЖАЯНТА БХАТТА
Среди проблем, которые он обсуждает, – природа восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана [АНУМАНА
Новая философская энциклопедия
-
ПРАТЬЯКША
Пратьякша лежит в основании логического вывода (анумана [АНУМАНА]).
Новая философская энциклопедия
-
ШАБДА
основной праманой [ПРАМАНА]своей системы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логическому выводу (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]).
-
ТРАЙРУПЬЯ
См. также Анвая-вьятирека [АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА], Анумана, Хету, Хетвабхаса.
Новая философская энциклопедия
В.Г.Лысенко
-
"ТАТТВА-САНГРАХА"
познания индуистских школ – буддийскому непосредственному восприятию (пратьякша [ПРАТЬЯКША]) и выводу (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]) в трактовке Дигнаги [ДИГНАГА]и Дхармакирти [ДХАРМАКИРТИ](гл. 19).
-
АБХАВА
логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может служить основанием (хету [ХЕТУ]) вывода (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]).
-
СМРИТИ
одна из форм познания, которая, в отличие от восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]),логического вывода (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА])и т.п., не может служить достоверным источником получения знания (прамана [ПРАМАНА]).
-
"МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ"
Анумана [АНУМАНА]),сравнения (см. Упамана [УПАМАНА]),постулирования (см.
Новая философская энциклопедия
-
ДВАЙТА-ВЕДАНТА
действительны три источника достоверного познания (ану-прамана): пратьякша (чувственное восприятие), анумана
Новая философская энциклопедия
-
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
примерно соответствуют шести праманам пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА]):пратьякша (чувственное восприятие), анумана
Новая философская энциклопедия
-
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
чувственное восприятие (пратьякша [ПРАТЬЯКША]),буддисты и вайшешики добавляли также умозаключение (анумана
Новая философская энциклопедия
[АНУМАНА]),санкхьяики и йогины – словесное свидетельство (шабда [ШАБДА]),найяики – сравнение (упамана
-
ТАИЛАНД
Сиварам, Чула Чакрабон, Ануман Пья Рачадон, К.
Советская историческая энциклопедия