атман
-
атман
орф.
Орфографический словарь Лопатина
атман, -а (понятие индуизма)
-
АТМАН
АТМАН (санкср. ātman – дыхание, дух, я, самость) – одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание...
Новая философская энциклопедия
-
АТМАН
(санскр. âtman)
Мифологическая энциклопедия
одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах)...
-
АТМАН
В общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
Атман
(санскр. — душа, дух)
Большая советская энциклопедия
термин индийской философии, в частности системы Веданта, обозначающий мировой дух. А. — синоним Брахмана.
-
АТМАН
(Attman), Артур (р. 31.X.1910) — швед. историк, специалист в области швед.-рус. экономич. отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 — ректор нар. семинарии в Линчёпинге. С 1954 — проф. экономич. истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59...
Советская историческая энциклопедия
-
Атман
(кит. Во — субстанциальное "Я")
Краткий религиозный словарь
-
АТМАН
АТМАН — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом — космическим (объективным) духовным началом.
Большой энциклопедический словарь
-
атман
сущ., кол-во синонимов: 3 душа 59 начало 92 пуруша 6
Словарь синонимов русского языка
-
АТМАН
АТМАН (санскр. — дыхание, душа, я-сам) — в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях — понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, «Я», душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где...
Новейший философский словарь
-
атма или атман
АТМА (или АТМАН) (Санскр.)
Теософский словарь
-
Ахам Атма
Я есть Атман.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Атма-Вичара
Исследование Я или Атмана.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Атма-Пратьякша
Прямое восприятие Атмана.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
хуань
То же, что Атман.
Теософский словарь
-
Абхеда-Джнана
Знание о тождестве Атмана и Параматмана.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Кармадхьякша
Контролёр или управляющий действиями; Бог; Атман или Дух.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Манасах Манах
Ум ума; внутренний Правитель или Атман (Брахман).
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Вичара
Проникновение в природу Атмана, Брахмана или Истины; вечно присутствующее отражение, почему и для чего
Йога и веданта. Словарь терминов
в истинное значение Махавакьи — Тат Твам Аси; различие между Реальным и Нереальным; погружение в Атмана
-
Атма-Лякшья
Иметь Я или Атму как Цель; Атман как объект медитации Ведантистов.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
Кутастхасатта
Неподвижно сидящее существо; твёрдое существо; сущность Атмана или Брахмана.
Йога и веданта. Словарь терминов
-
пуруша
сущ., кол-во синонимов: 6 атман 3 брахман 10 дух 136 душа 59 первочеловек 3 сознание 22
Словарь синонимов русского языка
-
ПАРАМАХАМСА
букв, высочайший гусь) — термин, обозначающий высшее состояние духа, совершенный Атман.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
УПАДХИ
Адвайта рассматривает упадхи прежде всего в связи с проблемой ложного наложения качеств на Атман [АТМАН
Новая философская энциклопедия
изначальное единство акаши восстановится; так и душа, которая по сути есть не что иное, как чистый Атман
Поскольку все психические состояния выступают как отличные от Атмана и вместе с тем в конечном счете
Он показывает, как при первом наложении авидьи на Атман чистое сознание приобретает интенциональность
Рассматривая себя в качестве «я», Атман развертывается в т.н.
-
Прана
Душа называется также атман, пуруша.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Живое начало в человеке, называемое атман, тождественно с тем, которое оживляет природу.
Но атман является и маленьким существом, гомункулусом пуруша, сидящим в сердце, откуда он управляет всеми
признаком ее в человеке служит дыхание; пуруша обращает внимание на другой признак жизни — биение сердца; атман
-
ДЖНЯТРИ
В «Ньяя-сутрах» термин «джнятри» употребляется один раз (III.1.16), обозначая Атмана [АТМАН] как обладателя
Новая философская энциклопедия
«средств познания» (jñānasādhana); второй раз, когда утверждается, что Атман является также субъектом
В комментарии Ватсьяяны концепция джнятри развивается в полемике с буддистами, отрицающими Атман как
пытающимися «заместить» его функционированием ума – манаса [МАНАС], а также с санкхьяиками, признающими Атман
-
ХАМСА
зооморфное божество плодородия, ассоциирующееся с Солнцем, в упанишадах иногда выступает как символ Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
Манас
Манас, в отличие от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью тела.
Краткий религиозный словарь
-
Кекуатовы (Кейкуатовы)
Атман Урусович Кейкуатов выехал в Москву в 1637 г.
Большая биографическая энциклопедия
-
УДДХАМАГХАТАНИКИ
Среди первых, далее, различаются те, кто настаивал на существовании Атмана [АТМАН]после смерти, и тех
Новая философская энциклопедия
Наконец, среди «эсхатологистов» различаются настаивавшие на посмертной сознательности Атмана (в 16 позициях
Оппозицию «эсхатологистам» составляют «аннигиляционисты», отстаивающие в 7 позициях смертность Атмана
эти позиции обеспечиваются поэтапными отрицаниями существования Атмана как способного к определенным
Индия эпохи Будды знала и различные способы решения вопроса о существовании Атмана после распада тела
-
ДЖИВА
Бога или от Абсолюта, понимаемого безлично; часто в сочетании "дживатман" — "индивидуум как самость, Атман
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ЛИНГАШАРИРА
в антропологии не грубо физическое, хотя и в обобщенном смысле материальное тело индивидуального Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
В веданте Л. есть обобщающий термин для трех "оболочек (коша) Атмана", созданных из знаний, ума и пран
-
ПУББАНТАКАППИКИ
Первая доктрина пуббантакаппиков – «этернализм», по которому Атман и мир вечны; «Безначальны Атман и
Новая философская энциклопедия
которой вспоминается не имеющая начала серия предыдущих рождений (отсюда и вера в безначальность Атмана
Вторая доктрина – «полуэтернализм» – учение о том, что Атман и мир частично вечны и частично невечны.
душевно-телесный как подверженный изменениям и Атман, «которого зовут мыслящим, умом, различающим» и
из доктрин пуббантакаппиков – учение «окказионалистов» – представление о случайном происхождении Атмана
-
Адвайта-Веданта (Веданта Недвойственности)
Основной тезис Адвайта-веданты — нераздвоенность основного духовного начала (брахмана — атмана), его
Краткий религиозный словарь
-
ЧИТ
адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА]чит обозначает чистое сознание, тождественное Атману [АТМАН
Новая философская энциклопедия
По словам Шанкары, «невозможно отрицать Атман, ибо тот, кто [пытается] отрицать, и есть этот Атман» (
В этом и объяснение того, почему в адвайте чистое сознание, а стало быть, и Атман лишены каких бы то
-
ТАРКА
Пример Ватсьяяны: если считать Атмана [АТМАН]безначальным, то он может вкушать плоды совершенных им в
Новая философская энциклопедия
-
АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Упанишадах оказывается тождественной чистой духовной реальности, реальности сознания, или внутреннего Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]всех живых существ.
великие речения» («маха-вакья») Упанишад постулируют абсолют как единство или даже полное совпадение атмана
и Брахмана: «Этот атман есть Брахман», «Ты еси То» и др.
свойств высшем Брахмане (ниргуна-брахма) опирается, с одной стороны, на тезис Упанишад о тождестве Атмана
-
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
Утверждает нераздвоенность основного духовного начала (брахмана-атмана) — его единственную реальность
Большой энциклопедический словарь
-
САТТВА
Термин употребляется в случае, когда не предрешается вопрос о способе бытия индивидуума: если Атман есть
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ДРАВЬЯ
– земля, вода, огонь и воздух/ветер), акаша (эфир, пространство), время, локус-направление (диш), Атман
Новая философская энциклопедия
[АТМАН] (будучи всепроникающими и бесконечно большими, они не имеют ни форм, ни частей) и манас [МАНАС
-
ВИДЖНЯНА
"оболочка (Атмана, созданная из виджняны", составлена из интеллекта и осн. способностей восприятия.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
МАХАТМА
великий Атман(ом)) — эпитет, к-рым величают высокодуховных, сверхмирских личностей — риши в эпосе, Шри-Кришну
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
БУДДА
брахманской ортодоксией при жизни воспринимался как подозрительный шраман, отвергавший предъявимость Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
"где же этот Атман?")
Единственное, остававшееся неприемлемым, — отрицание Атмана в метафизике и кастовой замкнутости в обществе
-
Ригведа
Именно в ней (и в ранних упанишадах) сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма
Краткий религиозный словарь
-
АПАРАНТАКАППИКИ
Среди первых различаются 16 позиций придерживающихся мнения о том, что Атман существует после распада
Новая философская энциклопедия
Им противостоят 8 «тетралеммных» позиций тех, кто считает, что Атман существует посмертно в бессознательном
Обоим группам оппонируют те, кто считает, что Атман после смерти ни сознателен, ни бессознателен, рассуждающие
Те, кто учат о полном разрушении Атмана после смерти, представлены в 7 позициях, строящихся·, однако,
представлены отдельными течениями в указанном буддистами виде, а предложенная иерархия уровней разрушаемости Атмана
-
АДВАЙТА
Суммарно может быть передана в строфе: "Истинен Брахман, мир же превратен, Атман и Брахман реально одно
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
Духовная сущность (Атман) человека, по А., не тождественна ни телу, ни органам чувств, ни вниманию, ни
Атман есть единое сознание, пребывающее до различения на субъект познания, инструмент и объект.
В опыте сверхрационального личного постижения (анубхава) оказывается, что Атман тождествен Брахману,
Деятельность связана лишь с "оболочками" (коша) Атмана и ничуть не затрагивает его самого.
-
АНАТМА-ВАДА
некой вечной субстанции, выступающей неизменным субъектом его действий и мыслей, называемым Атманом [АТМАН
Новая философская энциклопедия
другим индийским религиям, видящим в человеке сочетание преходящей телесной оболочки и вечной души (Атмана
На место брахманистского Атмана – самотождественного статичного бытия, претерпевающего перерождение в
Однако замена Атмана скандхами оставляла нерешенной проблему тождества личности в разные моменты времени
-
ВЬОМАШИВА
с некоторыми положениями мимансы школы Прабхакара Мишры [ПРАБХАКАРА МИШРА], а также с концепцией Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]веданты.
-
АВИДЬЯ
философских топик этой системы, в санкхье и йоге — незнание существенной неслиянности духа и материи (Атмана-пуруши
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
УПАНИШАДЫ
В центре упанишады — учение о тождестве брахмана и атмана.
Большой энциклопедический словарь
-
ШАРИРА
В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Атмана [АТМАН]грубое тело соответствует телу из пищи (annamaya
Новая философская энциклопедия
Оно коррелирует с тремя «оболочками» Атмана – жизненных дыханий (прана [ПРАНА]),манаса и сознания (виджняна
каузального тела» выводится из опыта сна без сновидений (suṣupti); коррелирует с состоянием блаженства Атмана
-
АХАНКАРА
По «Брахмасутра-бхашье» Шанкары, аханкара – Атман в соединении с телом посредством неведения (авидья
Новая философская энциклопедия
материальные элементы), но дает ему новое определение и оценку: это начало, соединяющее атрибуты Атмана
и не-Атмана, есть корень всего зла, хотя и не находится в реальной связи с Атманом (Найшкармьясиддхи
-
БУДДХИ
Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики
Новая философская энциклопедия
Упадешасахасри» Шанкары [ШАНКАРА], сама идея «Я – созерцатель» не могла бы осуществиться без отражения Атмана
названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джива [ДЖИВА]), когда Атман
-
МАНАС
Атман [АТМАН], Пуруша [ПУРУША]) в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего
Новая философская энциклопедия
В вайшешике манас выступает в качестве своеобразного помощника атмана, существование которого объясняет
почему в одном случае познавательный контакт атмана, органов чувств и объектов приводит к возникновению
-
ШРИДΧΑΡΑ
причинной связи, спорит с буддистами по проблемам логики, а с ведантистами по вопросам понимания природы Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН].
-
ШРИДХАРА
причинной связи, спорит с буддистами по проблемам логики, а с ведантистами по вопросам понимания природы Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН].
-
Шандилья
Ш. первый провозгласил учение о тождестве нашего я — "атмана", с началом всего существующего — Брахмой
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
-
НАМАСМАРАНА
обладатель, и соотносится с Брахманом — мировой душой, к слиянию с к-рой стремится индивидуальная душа — Атман
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ПУРУША
приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
СКАМБХА
означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воплощает также сущность жизни, Атман
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА
Согласно адвайта-веданте Шанкары, душа тождественна Брахману (или высшему Атману [АТМАН]), более того
Новая философская энциклопедия
В Комментарии на «Брахма-сутры» Шанкары сказано: «А душа – лишь отражение высшего Атмана» (2.3.50).
-
БУДДХИ
В вайшешике и ньяе Б. по роду бытия — кач-во духовной субстанции (атмана), по способу бытия — события
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ВАТСИПУТРИЯ
против этой инновации, увидя в ней, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН].
-
АВАЯВИН
частей, буддисты создавали почву для своего учения о невозможности устойчивых неизменных субстанций (Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН], манаса, атомов, а также обычных вещей).
-
Веданта
Основными философскими категориями В. являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа
Большая советская энциклопедия
Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным
Шанкара) (8—9 вв.) в «концепции нереальности» (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман
Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство.
В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре).
-
УПАНИШАДЫ
Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир
жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана
В "Чхандогье" приводится материалистич. толкование понятия Атмана; в "Шветашватаре" упоминается космогонич
Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания
-
МАНАС
ум, рассудок) — в ньяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
САНСАРА
В индуизме С. понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ПРАМЕЯ
Ньяя-сутрах»прамея представляет собой набор обязательных топиков философского познания, включающих Атмана
Новая философская энциклопедия
сансары, а еще ранее он выделяет в качестве предметов познания, имеющих «экзистенциальное» значение, Атмана
-
ДЖАТИ
Для первой Ватсьяяна приводит пример, по которому активность Атмана, обладающего свойствами активной
Новая философская энциклопедия
-
ВЕДАНТА
Целью бытия веданта считает "освобождение", достижение изначального тождества атмана и брахмана.
Большой энциклопедический словарь
-
АВИДЬЯ
В Упанишадах авидья противопоставлена Атману [АТМАН]в оппозиции «незнание – знание», «неполное, искаженное
Новая философская энциклопедия
Согласно ньяе, авидья (или митхья-джняна – ложное знание) приводит к отождествлению Атмана с телом и
степень реальности и знания значительно ослаблена и ограничена; она поддерживается лишь отсвечиванием Атмана
полностью совпадают, а сама она есть временное наложение (адхьяса, адхьяропа) свойств на бескачественный Атман
Реально существует только Атман, т.е. чистое знание, авидья же не может быть определена ни как реальная
-
ДЖНИНА-МАРГА
Это постижение на личном опыте тождества Атмана и Брахмана, достигаемое культивированием высших интеллектуальных
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад: "Все сие — Атман
-
Вирадж
ср. лат. rex, regis — царь + префикс vi) — имя одной из эманаций верховного божества Брахмы или Атмана
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Айтарея Упанишад (Aitareya Upan.) говорит так: "этот именно Атман (= сам, я, дух) проявляется в виде
-
ПРАНА
окружении, организованное токами П. и центрами — пересечениями их, называется в веданте "оболочкой (Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
РАМАНА Махариши (Венкатарамана Аияр)
Атмана, на самоотречении от мира.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
ШУНЬЯ-ВАДА
Начало шунья-вады восходит к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмана [АТМАН],в любой
Новая философская энциклопедия
означало полную несамостоятельность или несуществование самого по себе любого существа, собственного «я» (атман
-
УДАЯНА
Предметы «Атмататтвавивеки»: доказательство существования Атмана [АТМАН](против буддистов), обоснование
Новая философская энциклопедия
-
АДХАРМА
Но если у вайшешиков адхарма – свойство самого Атмана, то у санкхьяиков – «внутреннего инструментария
Новая философская энциклопедия
-
цулма
Затем следуют Цурат, Прототипы и Таб-нут, Форма; и, наконец, Цура, "высший Принцип" (Атман), который
Теософский словарь
-
божества тогда как я
было высшее постижимое божество, восседающее над семью небесами и представляющее собой Духовный Свет (Атман
Теософский словарь
-
АСТИКА-НАСТИКА
отрицанию неортодоксальными учениями существования «иного мира», а иногда и высшей духовной сущности – Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН].Считается, что в индийской философской традиции сложилось шесть ортодоксальных систем (астика-даршана
-
СУКШМА-ШАРИРА
Истоки концепции восходят к шраманскому периоду, когда различались Атман материальный, «состоящий из
Новая философская энциклопедия
-
"МАНДУКЬЯ-КАРИКИ"
третье – праджня – в глубоком сне (сушупти), где отсутствует разделение на внешнее и внутреннее и Атман
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]приближается к своей истинной сущности.
может быть выражено вербально; вместе с тем оно реально и есть не что иное, как высшая сущность – Атман
-
ДЖИВА
Представление о дживе тесно связано с понятием Атмана [АТМАН], поскольку джива по существу и есть Атман
Новая философская энциклопедия
Поэтому в буддизме [БУДДИЗМ] с его концепцией атмана джива не имеет реального существования в качестве
системах индийской философии джива рассматривается в соответствии с различным толкованием единства Атмана
Согласно санкхье [САНКХЬЯ], джива – это Пуруша, или Атман, ложно отождествляющий себя с совершенно иной
-
МОКША
мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары,Мокша здесь – это реализация истинной сущности Атмана
Новая философская энциклопедия
иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана.
VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп.,2.5.19) и др.; эти речения лишены прагматической
На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т.е. внутренний свидетель актов восприятия и действия
-
САУТРАНТИКА
Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» (Атмана [АТМАН]).
Новая философская энциклопедия
-
ОМ
вселенской целости, непрерывности (благодаря свойствам его произнесения), в конечном же счете — в символ Атмана
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
-
душа
сущ., кол-во синонимов: 59 pneuma 2 альфа и омега 30 атман 3 вдохновитель 8 вдохновительница 5 внутренний
Словарь синонимов русского языка
-
"НЬЯЯ-СУТРЫ"
В разделе III, главе 1 доказывается, что Атман не сводится ни к внешним, ни к внутренним чувствам; рассматривается
Новая философская энциклопедия
Локусом знания может быть только Атман (а не внешние чувства или внутреннее – манас [МАНАС]), который
Атман не сводим к манасу также и потому, что последний зависим и один индивид не может «унаследовать»
-
БХАСКАРА
возникающее в результате активности органов чувств, и «чайтанья» – вечное самосознание, направленное на Атман
Новая философская энциклопедия
[АТМАН].В отличие от адвайты и санкхьи [САНКХЬЯ], достижение высшего знания здесь не считается тождественным
-
ШАНКАРА-АЧАРЬЯ
Ш. дает недуалистическое понимание Высшего духовного Начала (Брахмана) и духа индивида (Атма-на): Атман
Новейший философский словарь
разобщения создает проявленный мир (Майя), задача человека — преодолеть иллюзию и постигнуть тождество Атмана
-
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
единственное последовательно монистическое направление веданты, поскольку центральный тезис о единстве Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]и Брахмана [БРАХМАН]трактует как их абсолютное тождество.
Такой Атман-Брахман, лишенный качеств и атрибутов (ниргуна), вообще не может рассматриваться по принципу
внутри каждой из бесчисленных душ, как ее светящаяся сердцевина, лежит чистое сознание, бескачественный Атман
Как раз в силу такой особой природы Атмана иерархия праман в адвайте строится с учетом главенствующего
-
УДДЙОТАКАРА
конструктивной была его критика буддийской концепции апоха-вады [АПОХА-ВАДА]и обоснование существования Атмана
Новая философская энциклопедия
-
УПАНИШАДЫ
мира (идея о тождестве высшего объективного начала — Брахмана, и высшего индивидуального начала — Атмана
Советская историческая энциклопедия
-
КАРМА
помыслами и делами; действующий же без заинтересованности и стремящийся к постижению высшей реальности, атмана
Мифологическая энциклопедия
-
иарх
Венец высшей духовной Триады в человеке — Атман.
Теософский словарь
-
ВЕДЫ
сущее или не-сущее; здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом – Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]=Брахмана (Шатапатха-брахмана 1.4.5.8–11; VI.1.1.1; Х.5.3.1–2, 6.3.1–2; XI.1.6.1 и др.).
» Упанишадах – древнейшей редакции индийского гносиса – в многообразных контекстах рассматриваются Атман
Знаменитые «великие речения» Упанишад «Я есмь Брахман» (Брихадараньяка 1.4.10); «Тот Атман есть, поистине
Атман=Брахман – непостижимое единство, поскольку «нельзя познать познающего», которое определяется поэтому
-
"ТАТТВА-САНГРАХА"
круговращение кармы существ не влияют ни пра-материя (Пракрити [ПРАКРИТИ]), ни Бог-творец, ни они оба, ни Атман
Новая философская энциклопедия
[АТМАН], ни другие, но оно зависит от плода, отношения, расположения и прочего.
-
РАМАНУДЖА
авидьи [АВИДЬЯ](неведения) и проблемы принципиальной невыразимости, неизреченности (анабхилапья) Атмана
Новая философская энциклопедия
[АТМАН]как чистого знания.