Иоас

(Бог подпора) — имя следующих лиц: 2 Пар 22:9-11 — восьмой царь иудейский. Когда отец его, Охозия, был убит Ииуем, его бабка Гофолия, дочь Ахава, вероятно, от Иезавели, истребила почти весь царский дом и сама овладела престолом. Иоас, бывший тогда еще дитятею одного года (2 Пар 22:12, 24:1), был спасен своею теткою, Иосавефою, женою священника Иодая и был скрываем в течение шести лет в Доме Божием. В конце сего времени Иодай успел подготовить восстание в его пользу, имевшее последствием умерщвление Гофолии и возведение на престол Иоаса. Пока жив был Иодай, Иоас под его влиянием оставался верным Богу, благоугождал ему и царство иудейское наслаждалось в это время спокойствием и благоденствием (4 Цар 12:2). В начале своего царствования Иоас приказал возобновить храм (разоренный нечестивою Гофолиею, которая все посвященное для Дома Божия употребила на служение Ваалу (2 Пар 24:4-14); но по смерти Иодая, следовательно на 25 году своего царствования, легкомысленный царь позволил князьям и царедворцам увлечь себя в идолопоклонство (2 Пар 24:17) и, не взирая на обличения пророков, он не только не исправился, но даже и убил Захарию, сына своего благодетеля Иодая, который спас его от гибели. Вероятно, на сего-то Захарию и указывал Господь И. Христос в словах еванг. Мф (23:35), хотя он и называется здесь сыном Варахииным. Но суд Божий не замедлил открыться. Вскоре многочисленное войско Иоаса было разбито Азаилом, царем Сирийским, и мир был куплен всеми сокровищами храма и дворца. Вскоре после того два раба его, Завад и Иегозавад, в отмщение за убийство Захарии составили против него заговор и умертвили его на постели. «И похоронили его, — замечает свящ. летописец, — в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах» (2 Пар 24:25). 4 Цар 13:7-14 — двенадцатый царь Израильский, сын Иоахаза, внук Ииуя. В царствование своего отца, с которым он царствовал совместно в течение двух лет, царство Израильское было доведено до крайней степени бедствий, причиненных Сириянами, хотя по молитве Иоахаза Бог и послал некоторое избавление (ст. 5), а при Иоасе и совершенно избавил от оных. Несмотря на то, что Иоас делал неугодное в очах Господних, не отставал от всех грехов Иеровоама и предавался идолослужению, введенному им, он все-таки, как кажется, был менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству Иосифа Флавия он был даже добрый человек и в своих действиях совсем даже не походил на своего отца (Antiq. IX, 8). Возможно, что характер его исправился в последнее время его царствования. Его уважение к пр. Елисею частью оправдывает это мнение. Царь посетил пророка на смертном одре, и плакал над ним, произнося те же самые слова, какие произнес некогда сам Елисей перед чудесным вознесением Илии на небо: «отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 13:14) восклицал он и получил от пророка уверение в одержании трех побед над Сириянами (ст. 19, 25). Амасия, царь иудейский, возгордившись своими победами над Идумеями и, вероятно, желая отметить за потери, нанесенные ему Израильским войском, начал с Иоасом войну. Иоас предостерегал его от опасности, иронически сравнивая его с терном, который послал к кедру Ливанскому сказать ему: «отдай дочь свою в жены сыну моему» (4 Цар 14:9). Несмотря на предостережение, Амасия упорствовал и был разбит наголову при Вефсамисе. Иоас привел его пленником в его столицу, Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую на четыреста локтей и затем вернулся в Самарию, захватив с собою все священные и царские сокровища Иерусалима. После шестнадцатилетнего царствования (841-825 до Р. Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. Ему наследовал сын его Иеровоам 11 (4 Цар 14:16). Суд 6:11 — отец Гедеона. Он называется Авиезеров, как потомок Авиезера, из колена Манассиина. Иоас был человек состоятельный, и в то время как Мадианитяне опустошали страну, жил в г. Офре, называвшемся Авиезеровою, в отличие от Офры Вениаминовой. Хотя и полуидолопоклонник, он с такою силою защищал своего сына, разрушившего жертвенник Ваала и срубившего священное дерево, находившееся при нем, что народ начал называть Гедеона с того дня Иероваалом, что значит: «пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его» (Суд 6:32). 1 Пар 27:28 — из начальников над имением Давида, заведовавший запасами оливкового масла. 1 Пар 12:3 — сын Шемаи, из Гивы Вениаминовен, перешедший к Давиду в Секелаге. 3 Цар 22:26 — младший сын Ахава, царя Израильского, управлявший царством во время отсутствия Ахава для осады Рамофа-Галаадского.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иоас — Иоас см. Иоаш (I,2,3,4,5,6; II,2). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Иоас — Ио’ас (Иегова сила и помощник) — а) (Суд.6:11 ,29-31; Суд.7:14 ; 4Цар.14:27) — сын (потомок) Авиезера из колена Манассиина, отец Гедеона; б) (3Цар.22:26 ; 2Пар.18:25) — сын израильского царя Ахава (см. сын царя); в) (4Цар.11:2 ,21; 4Цар. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Иоас — (евр. "Бог моя отрада") — библейско-историческое имя, из носителей которого наиболее известны: 1) И., 13-й царь израильский, сын Ииуя, ничем не выдававшийся; царствовал 16 лет. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона