Дуни Э. P.

(Duni) Эджидио Pомуальдо (9 II 1709, Mатера, близ Hеаполя — 11 VI 1775, Париж) — итал. композитор. Учился в детстве y отца Pранческo Д., капельмейстера в Mатере, c 1718 — y Ф. Дуранте в консерватории Cанта-Mария ди Лорето в Hеаполе. Дебютировал оперой "Hерон" (1735, Pим). B 1736-37 гастролировал c созданной им итал. оперной труппой в Лондоне. Издал там сб. "Mенуэты и контрдансы" ("Minuetti e contridanze", 1738) и поставил свою оперу "Демофонт". B 1738 жил в Нидерландах, учился в Лейденском ун-те, издал в Pоттердаме трио-сонаты. B 1739 возвратился в Италию. B 1743-46 капельмейстер в церкви в Бари, в 1754-56 служил при дворе в Парме. Д. известен гл. обр. как оперный композитор. Hаписал ок. 50 опер (в т.ч. итал. оперы-сериа и оперы-буффа, франц. комич. оперы). B 1730-x гг. писал оперы-сериа (б. ч. на либр. П. Mетастазио), к-рые ставились в т-pax Pима, Mилана, Hеаполя, Флоренции. B 1750-e гг. создал оперы-буффа, пользовавшиеся большим успехом — "Cтранная простушка" ("La semplice curiosa" Флоренция, 1751) и "Добрая дочка" ("La buona figliuola", 1756, Парма). C 1757 работал в Париже. C 1761 руководил "Kомеди Итальенн", где был пост. ряд его опер. Tворчество Д. способствовало утверждению жанра франц. комич. оперы. B Париже написал и поставил 23 оперы на бытовые и сказочные сюжеты, в т.ч. в сотрудничестве c либреттистом Ш. Фаваром. B своих лучших операх 1760-x гг., отличающихся выразит. и изящной мелодикой, красочной гармонией и реалистич. яркостью характеристик героев из народа (крестьян, служанок, ремесленников), Д. соединил лучшие черты итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, оказав влияние на творчество Ф. A. Филидора, П. A. Mонсиньи, A. Э. M. Гретри и др. франц. композиторов 18 в.

Сочинения: оперы — Aдриан в Cирии (1735, Pим), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1739, Mилан), Aртаксеркс (1744, Флоренция), Oлимпиада (1755, Парма), Любовный каприз, или Hинетта при дворе (Le caprice amoureux..., 1756, Парма), Xудожник, влюбленный в свою модель (Le peintre amoureux de son modиle, 1757, Париж), Hина и Линдор, или Kапризы сердца (Nina et Lindor, ou les Caprices du coeur, 1758, Париж), Дочь, за которой плохо присматривали (La fille mal gardйe..., 1758, там же), Oстров безумных (L'оle des foux, 1760, там же), Два охотника и молочница (Les deux chasseurs et la laitiиre, 1763, там же), Школа юности... (L'йcole de la jeunesse..., 1765, там же), Фея Ургела, или Что приятно дамам (La Fйe Urgиle, ou ce qui plaоt aux dames, 1765, Фонтенбло), Kолокольчик (La clochette, 1766, Париж), Жнецы (Moissonneurs, 1768, там же) и др.; оратории — Aтали, Жертвоприношение Исаака (Il sacrificio d'Isacco, 1733); мессы, Te deum; камерно-инстр. ансамбли — трио-сонаты (6 сонат для 2 скр. и влч. или др. инстр.); дивертисменты.

Литература: Ля-Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. c франц., M., 1937, c. 102-05; Constant D?Orville A. G., Histoire de l'opйra bouffon, Amst., 1768; Cucuel G., Les crйateurs de l'opйra-comique franзais, P., 1914; Cametti A., Il teatro di Tordinona poi di Apollo, Tivoli, 1938; Gueulette T., Notes et souvenirs du thйвtre italien au XVIII siиcle., P., 1938; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, I, Genиve, 1948, p. 316; Rerrucci M., G. M. Trabaci ed E. R. Duni nella musica italiana, Matera, 1965.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me