Полякин М. Б.

Мирон Борисович (31 I (12 II) 1895, Черкассы — 21 V 1941, Москва) — сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). С детских лет обучался игре на скрипке у отца — дирижёра и скрипача, затем в 1904-08 — в муз.-драм. школе H. В. Лысенко у E. H. Вонсовской (ученицы P. Лауба). В 1908 поступил в Петерб. консерваторию в класс Л. С. Ауэра, под рук. к-рого занимался до 1918. В 1909 дал первый самостоят. концерт в Петербурге. С 1914 начал систематич. конц. деятельность. Мировую известность принесла П. гастрольная поездка (Зап. Европа и США, 1918-26). С 1927 П. жил в СССР; здесь его исполнительский талант достиг расцвета. С 1928 профессор Ленинградской, с 1936 — Моск. консерваторий, где у него совершенствовался ряд сов. скрипачей (М. И. Фихтенгольц, Е. Г. Гилельс, М. С. Козолупова и др.). Наряду с Я. Р. Хейфецем, М. С. Эльманом и Е. А. Цимбалистом П. — выдающийся представитель т.н. петербургской школы Ауэра, утвердившей мировое значение рус. скрипичного иск-ва. Романтич. взволнованность чувств, теплота и глубоко эмоциональное истолкование произв. сочетались в исполнении П. с тонким изяществом и виртуозным блеском. Его крупнейшие достижения: "Чакона" Баха, концерты Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, "Поэма" Шоссона, "Крейцерова соната" Бетховена, сонаты Брамса и С. Франка. Прославился исполнением пьес Чайковского, полонезов Венявского, "Испанских танцев" Сарасате. В интерпретации этих произведений развивал традиции русского исполнительского искусства. П. оказал глубокое влияние на формирование советского скрипичного искусства.

Литература: Ямпольский И., Мирон Полякин. (К 5-летию со дня смерти), "СМ", 1946, No 7; Нейгауз Г., Вспоминая Мирона Полянина, там же, 1961, Nо 6; Rаабен Л., Мирон Полякин, М., 1963.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me