Стендаль А. М. Б.

(Stendhal; наст. имя и фам. — Анри Мари Бейль, Beyle) (23 I 1783, Гренобль — 23 III 1842, Париж) — франц. писатель и муз. критик. В юности учился игре на скрипке, кларнете, занимался пением. В 1800 вступил в армию, был офицером, затем интендантом. Участвуя в походах Наполеона I, побывал в Италии, Германии, Австрии, России. После установления режима Реставрации С. в 1814-21 жил в Милане, после Июльской революции 1830 был франц. консулом в Триесте и в Чивитавеккье, близ Рима. Осн. художеств. интересы С. связаны с итал. оперным иск-вом, он хорошо знал театр, был близок со мн. исполнителями. Труды С. о музыке, появившиеся в печати в 1814-27, предшествовали его известным лит. произв. Среди первых работ — "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (под псевд. — Л. А. Бомбе). Для биографии Й. Гайдна С. почти полностью использовал книгу Дж. Карпани ("Le Haydine, ovvero Lettere su la vita e l'opиre del cйlиbre maestro Giuseppe Haydn", 1812), что вызвало обвинение в плагиате. Биографич. материалы о В. А. Моцарте писатель заимствовал из книг К. Винклера ("Notice biographique sur J.C.W. T. Mozart", 1801) и К. Ф. Крамера ("Anecdotes sur W. Mozart", 1801). Отбросив нек-рые подробности и добавив собственные суждения, С. создал практически новую книгу, проникнутую личным отношением писателя к Моцарту, большим поклонником к-рого он был. В 1824 издана книга "Жизнь Россини" (под псевд. Сю); в ней имеется биография композитора, с к-рым С. был знаком, сведения о его операх, а также об итал. оперном театре 1-й четв. 19 в. Критич. заметки С. за 1824-27 о спектаклях итал. оперы (Париж), печатавшиеся в "Journal de Paris", изданы под назв. "Заметки дилетанта" (1867, есть и более полные поздние издания). Как муз. критик и биограф С. не претендовал на самостоятельность исследования, доверял многим источникам, устным рассказам, стремился популярно излагать материал, пропагандировать муз. иск-во.

Сочинения: Lettres йcrites de Vienne en Autriche, sur le cйlиbre compositeur Joseph Haydn, suivies d'une vie de Mozart et de considйrations sur Mйtastase et l'йtat prйsent de la musique en France et en Italie, P., 1814; Vies de Haydn, de Mozart et de Mйtastase, P., 1914 (рус. пер. — Жизнеописания Гайдна. Моцарта и Метастазио, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Vie de Rossini. Suivie des notes d'un dilettante, v. 1-2, P., 1824 (рус. пер. — Жизнь Россини, Собр. соч.. т. 8, М., 1959); Notes d'un dilettante, P., 1867.

Литература: Rolland R., Stendhal et la musique (предисл. к "Vies de Haydn..."), в кн.: Stendhal, OEuvres complиtes, t. 3, P., 1914 (рус. пер. — Roллан Р., Собр. соч., т. 14, M., 1958); Соллертинский И. И., Стендаль и музыка, "СМ", 1935, No 2, то же, в его кн.: Исторические этюды, т. 1, Л., 1963; Rеизов Б., Музыкально-критические произведения Стендаля, в кн.: Стендаль, Собр. соч., т. 8, М., 1959, с. 648-51; Сhouquet A., Stendhal — Beyle, P., 1902; Arnouх A., Le goыt de la musique chez Stendhal, "SIM", 1908, 18 apr.; Barrйs M., Stendhal et la musique, "RM", 1920, No 1; Кlein J. W., Stendhal as music critic, "MQ", 1943, v. XXIX, No 1.

T. Н. Соловьёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me