Томашек В. Я. К.

(Tomasek) Вацлав Ян Крштитель (17 IV 1774, Скутеч, Чехия — 3 IV 1850, Прага) — чеш. композитор, пианист, педагог. Учился пению и игре на скрипке у регента П. Й. Вольфа в Хрудиме (1783-85). С 1790 жил в Праге, пользовался советами аббата Фоглера, а также И. Форкеля, М. Клементи, Я. Л. Дусика, одноврем. (с 1797) учился в ун-те (изучал право, математику, историю, эстетику, интересовался естеств. науками). Играть на фп. научился самостоятельно. В 1796 в Праге прославился как пианист-виртуоз. Большое влияние на исполнит. стиль Т. оказала игра Л. Бетховена (слушал его в Праге в 1796), Дусика (1804) и Форкеля, исполнявшего соч. И. С. Баха. Встречался с Й. Гайдном (1808), а также с Л. Бетховеном (познакомился с ним в Праге в 1797, затем посетил в Вене в 1801 и 1814). С 1793 давал уроки фп. игры. В 1806-24 был учителем музыки у графа Й. Бюкуа в Праге, дирижировал его капеллами, служил органистом. Завоевал известность одного из лучших фп. педагогов Праги, открыл собств. муз. школу (1824). Среди его учеников — Я. В. Воржишек, А. Дрейшок, Ю. Шульгоф, Й. Б. Китль, Й. Дессауэр, Э. Ганслик. Дом Т. превратился в муз. центр города. Во время своих поездок он общался с И. В. Гёте (1822, 1823, в Хебе и Марианске-Лазни), Н. Паганини, Р. Вагнером, Г. Берлиозом, Р. Шуманом и др. крупнейшими музыкантами его времени (нек-рые встречи с ними описаны в мемуарах; его автобиографич. заметки не окончены — доведены до 1823). Видный деятель нац. Возрождения, Т. был другом крупнейших представителей нац. культуры своего времени — историка Ф. Палацкого и поэта В. Ганки. Уже первые произв. Т. получили признание (баллада "Леонора" и цикл вальсов для фп.). В ранних произв. (сонатах, вариациях для фп.) Т. следовал классич. традициям, в т. ч. В. А. Моцарта, позднее создал ряд произв., в к-рых наметились романтич. тенденции. Вошёл в историю чеш. музыки как создатель новых фп. жанров — лирич. эклог и дифирамбов (под влиянием антич. лит-ры), к-рые послужили образцами для "Экспромтов" и "Музыкальных моментов" Ф. Шуберта, а также "Песен без слов" Ф. Мендельсона; ему принадлежат фп. рапсодии (3 тетради). Виртуозные пьесы Т. (3 "Allegri di bravura" и 3 "Allegri capricciosi") предвосхищают отд. черты произв. Ф. Шопена. Важное место в творчестве Т. занимала и вок. музыка; в его циклах песен на стихи чеш. (В. Ганки и др.) и нем. (И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Г. Гейне) поэтов ярко проявились романтич. черты. Ценная часть муз. наследия Т. — мессы и реквиемы, в к-рых отразились его философские размышления. Творчество Т. в целом знаменует переход от классицизма к романтизму в чеш. музыке. Т. принадлежит сб. упражнений по гармонии ("Harmonische Ьbungs-Beispile", рукопись). Мн. произв. Т. остались в рукописи (нек-рые соч. изданы посмертно в разл. сб. произв. старинных чеш. композиторов).

Сочинения: оперы — Серафина, или Великодушие и любовь (1808; 1811, Прага), Альваро и Сакунтала (не пост.); для солистов, хора и орк. — сцены из "Марии Стюарт" и "Мессинской невесты" Шиллера, "Фауста" Гёте (все в рукоп.); кантаты, 2 мессы (1813, 1836), 2 реквиема (1820, 1823), Te Deum, оды, гимны; для орк. — 3 симфонии (1801, 1805, 1807), увертюра; 2 концерта для фп. с орк. (1805, 2-й без даты); камерно-инстр. ансамбли — Большое (Grand) трио для скр., альта и фп., струн. (контрапунктич.) квартет (1805), фп. квартет; для фп. — 8 сонат, 15 рапсодий, танцы, марши, 42 эклоги (изданы в 7 тетр. по 6 пьес- 1807, 1810, 1813, 1815, 1817, 1819, 1823) и др. пьесы; соч. для органа; пьесы для стеклянной гармоники; песни на стихи Гёте, Шиллера и др.

Литературные сочинения: Selbstbiographie, "Libussa", 1845-50.

Литература: Бэлза И., Вацлав Ян Томашек, "СМ", 1950, No 8; его же, В. Я. Томашек, в его кн.: О славянской музыке, М., 1963, с. 293-300; Zбstera K., Vбclav Jan Tomбsek, predchudce B. Smetany, Skutec, 1912, 1925; Nemeс Z., Vlastн zivotopis V. J. Tomбska, Praha, 1941; Nettl P., Schubert's Czech predecessors, "ML", 1942, v. 23, No 1; его же, Forgotten musicians, N. Y., 1951; Tarantovб M., V. J. Tomбsek, Praha, 1946; Strakovв T., Tomбskovy pнsne na Goethovy texty, "Casopis moravskйho musea, vedy spolecenskй", 1955, r. 40, s. 214-52 (Acta musei Moraviae); eл жe, V. J. Tomбsek a jeho klavнrni eklogy, Casopis Moravskйho musea, Brno, 1960, s. 175-98; Postler M., Vбclav Jan Tomбsek, Praha, 1960 (библ. указатель); Pokora M., Vбclav Jan Tomбsek — Skladatel na rozhranн dvou stylovэch epoh, "HR", 1974, No 5.

B. H. Егорова, А. Г. Юсфин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me