Книга пророка Малахии

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Малахия — последний пророк ВЗ, от к-рого до нас дошло отдельное собрание речей. Многократно высказывалось мнение, что Малахия (евр. «Мой посланник») — не имя собств., а указание на миссию, на что можно увидеть намек в Мал 3:1: «Вот, Я посылаю Ангела (в др.-евр. оригинале может пониматься как «посланника») Моего, и он приготовит путь предо Мною». Таргум предполагает, что Малахия — это псевдоним Ездры. Однако не исключено, что это собственное имя пророка. О происхождении и жизни Малахии ничего не известно, относит. времени его служения мнения расходятся. Во всяком случае, он пророчествовал после завершения строит-ва второго храма, т.е. после 515 г. до Р. Х. (Мал 1:10; 3:1,10). Возм., он впервые выступил вскоре после 433 г. до Р. Х., когда Неемия на короткий срок вернулся к перс. цар. двору (см. Неем 13:6). Многие данные указывают, однако, на то, что служение Малахии происходило между 480 и 450 гг. до Р. Х.

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

А. Надписание (1:1).

Б. Любовь Господа к Израилю (1:2-5).

В. Израильтяне бесславят Господа (1:6 — 2:17):

1. Недостойные жертвоприношения (1:6-14).

2. Священники разрушают завет Левия (2:1-9).

3. Развод и языч. жены (2:10-16).

4. Сомнения и неверие в наказующее правосудие Божье (2:17).

Г. Приближающийся Суд (гл. 3 и 4):

1. Очищение и разделение (3:1-6).

2. Призыв к покаянию (3:7-12).

3. Истребление нечестивых и блаженство праведных (3:13 — 4:4).

4. Илия как предвестник Суда (4:5,6).

III. МИССИЯ МАЛАХИИ

1) пророк изобразил иуд. общину после вавил. пленения в тот историч. момент, когда великие надежды, связанные с возобновлением жизни на земле Израиля, были почти забыты. Под давлением внешних трудностей рвение к соблюдению уставов Господних и Его Закона угасло. Сомнениями и безволием определялись речи и деяния народа и священников (Мал 1:7,8,12,13; 2:17; 3:14,15). Богослужение сводилось к традиц. обрядам, к-рые соверша-лись в силу привычки. С беспощадной строгостью осуждает Малахия священников (Мал 2:3). Вместе с верностью Господу разрушалась и взаимная верность между людьми: разводы и браки с иноплем. женами повсеместно входили в обычай (Мал 2:10-16). Но при всем этом никто не осознавал своих беззаконий, и даже Слово Божье, как правило, вызывало в ответ возражения (Мал 1:2,6,7; 2:14,17; 3:7,8,13);

2) Малахия старается вновь раскрыть иудеям глаза на происходящее и с этой целью рассматривает «обесславливание» Господа Его народом в свете любви Божьей (Мал 1:2-5). По милосердию Божьему даже грозный Суд приведет к очищению и освящению народа, а не к его уничтожению (Мал 3:3,6). Господь призывает к покаянию (Мал 3:7), и перед наступлением «страшного дня Господня» Он вновь пошлет пр. Илию (см. Илия) с призывом благодати (Мал 4:5,6). Так последний пророк ВЗ непосредств. указывает на грядущее наступление эпохи Нового Завета (Мф 11:14; 17:10-12; Мк 9:11-13; Лк 1:17).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me