Книга пророка Михея

Книга пророка Михея, одна из книг «малых пророков».

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ, В КОТОРОЕ ОН ЖИЛ

Родиной пр. Михея был город Морешет (евр. «владение»; в Синод. пер. Михей именуется «Морасфитином» или «Морасфитянином», Мих 1:1; Иер 26:18), по-видимому, это Морешет-Гат (в Синод. пер. — «Морешеф-Геф», Мих 1:14), располож. в Иудейской долине («Шефеле»). Михей выступал как пророк в период правления царей Иоафама, Ахаза и Езекии (Мих 1:1), т.е. между 740 и 686 гг. до Р. Х., и, след., был современником Исаии (см. Исаия). Пророч. речь в Мих 1:5-8 относится ко времени, предшествующему разрушению Самарии ассирийцами в 722 г. до Р. Х.; след. стихи этой главы (9-16) предсказывают нашествие Синаххериба (евр. Санхерив, в Синод. пер. — «Сеннахирим», см. Ис 36:1) в 701 г. до Р. Х. Послед. части текста не дают оснований для точных хронологич. привязок. Существует букв. совпадение текстов в Мих 4:1-3,5 и Ис 2:2-5. В последнем случае это пророчество обозначено как видение Исаии (Ис 2:1). Но нек-рые исследователи считают первонач. автором Михея (ср. Мих 3:12 и 4:1,2). Не исключено, однако, что оба пророка могли получить дословно совпадающие откровения свыше.

II. КОМПОЗИЦИЯ:

А. Надписание («заглавие») (1:1).

Б. Суд Божий (1:2 — 3:12):

1. Суд над Самарией и Иерусалимом (1:2-16).

2. Обличение алчных богачей и плач о них (2:1-11).

3. Обетование Избавителя и избавления (2:12,13).

4. Суд над князьями-насильниками, лжепророками и корыстолюбивыми священниками (3:1-12).

В. Спасение (4:1 — 5:14):

1. Гора Господня в мирном Царстве (4:1-8).

2. Вавилонское пленение и восстановление (4:9 — 5:1).

3. Пришествие Избавителя (5:2-15).

Г. Господь судится с Израилем (6:1 — 7:20):

1. Благодеяния Господа и Его требования (6:1-8).

2. Грехи города и наказание Божье (6:9-16).

3. Последствия греха: разрушение сообщества и всякого единства (7:1-6).

4. Упование на помощь Божью и предсказание последних дней (7:7-17).

5. Восхваление милости и верности Господа (7:18-20).

III. МИССИЯ ПРОРОКА

Михей был призван возвещать кару Божью и грядущее спасение народу, к-рый и в религ., и в общественно-политич. отношении был на пути к гибели. С властью истинного пророка он выступал против «благочестивой лжи» и лицемерия: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости» (Мих 3:8). Он противопоставлял недобросовестности лженаставников требования Господа: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить пред Богом твоим» (Мих 6:8). Иеремия свидет-вует, что словам Михея внимал царь и весь народ (Иер 26:18,19), его пророч. речи содействовали реформе Езекии. Но всеобщее покаяние длилось недолго: уже в царствование Манассии оно сменилось еще более тяжким отпадением от Господа (4Цар 21:1-18). Истинная помощь всегда является вознаграждением Господним: только Он может послать Избавителя (Мих 2:12,13). И Михей провидит, что из Вифлеема произойдет Тот, «Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:1; ср. Мф 2:6; Ин 7:42).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me