Душа

Душа́

(греч. psychē, лат. anima)

понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его Самосознание).

Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.

Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой (См. Схоластика) и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.

В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (См. Психофизическая проблема) (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк), так и рационалистических (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду (См. Монада), обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало Ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19—20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология) и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизни, Понимающая психология, Феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему — поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам — психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному — физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению — адаптации организма).

В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика).

Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850; Révész В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1—2, Münch.—Bonn, 1954.

И. Н. Семёнов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. душа — -и, вин. душу, мн. души, ж. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Малый академический словарь
  2. ДУША — ДУША (греч. ψυχή, лат. anima) – одно из центральных понятий европейской философии. Появляется уже в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных раннепифагорейских учений – учение о бессмертии души и метемпсихозе [МЕТЕМПСИХОЗ]... Новая философская энциклопедия
  3. ДУША — Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д. Мифологическая энциклопедия
  4. душа — Душ/а́. Морфемно-орфографический словарь
  5. душа — орф. душа, -и, вин. душу, тв. душой, мн. Орфографический словарь Лопатина
  6. Душа — (Нефеш, руах, нешама) Нефеш, руах, нешама — три синонима для обозначения Д. в Св. Писании. Чаще всего встречается слово "нефеш". Сначала слово "нефеш" обозначало всякое живое существо и употреблялось в связи со словом "хая" ("живая") (Быт. Энциклопедия иудаизма
  7. душа — По душе (разг.) 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. ► -Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. ► Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) — искренно, от доброго сердца. Фразеологический словарь Волковой
  8. Душа — В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш — «дышащая», «воздыхающая»; в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. Душа — Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе... Педагогический терминологический словарь
  10. душа — Грудь Словарь воровского жаргона
  11. душа — Дух, сердце, грудь Дух бодр, плоть же немощна «Стеснилась грудь ее тоской» Пушкин «И щемит, и ноет, болит ретивое» Кольцов ср. !! глава см. >> воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек см. Словарь синонимов Абрамова
  12. душа — Душ’а — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мат.10:28). Библейский словарь Вихлянцева
  13. душа — сущ., ж., ??? (нет) чего? души, чему? душе, (вижу) что? душу, чем? душой, о чём? о душе; мн. что? души, (нет) чего? душ, чему? душам и душам, (вижу) что? души, чем? душами, о чём? о душах... Толковый словарь Дмитриева
  14. душа — Общеслав. Суф. производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ: хj > ш. См. дух. Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Ср. искон. душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. д. Этимологический словарь Шанского
  15. ДУША — (англ. soul; греч. ψυχη; лат. anima). 1. Д. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание)... Большой психологический словарь
  16. душа — Черты характера, внутренний, психический мир человека; о человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Словарь эпитетов русского языка
  17. душа — ДУХ — ТЕЛО Духовный — телесный Бакунин был все тот же, он состарился только телом, дух его был молод и восторжен. Герцен. Былое и думы. Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды. В. Соловьев. Словарь антонимов русского языка
  18. душа — • Ангельская (Козлов). • Ароматная (Гофман). • Безбрежная (П. Я.). • Безгрешная (Фофанов). • Безмятежная (Фруг). • Безоблачная (Козлов). • Беспечная (Ратгауз). • Бессменно-одинокая (Бальмонт). • Бесформенная, как облака (Горький). Словарь литературных эпитетов
  19. душа — ДУША -и, вин. душу; мн. души; ж. 1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти... Толковый словарь Кузнецова
  20. душа — 1. ДУША ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: || человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: || жизненное существо человека... Толковый словарь Даля
  21. душа — ДУША, и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём... Толковый словарь Ожегова
  22. душа — ДУШ’А, души, вин. душу, мн. души, душам ·жен. 1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. Толковый словарь Ушакова
  23. душа — Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ. Этимологический словарь Крылова
  24. душа — душа I ж. 1. Энергетическая информационная субстанция, противопоставляемая телу и существующая вечно; высшая форма развития единого мирового начала (в идеалистической философии). Толковый словарь Ефремовой
  25. Душа — (гр. psyche, лат. anima) понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Словарь по культурологии
  26. ДУША — ДУША — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе... Большой энциклопедический словарь
  27. душа — душа́ укр. душа́, ст.-слав. доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словен. dúša, чеш. duše, слвц. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. ДУША — ДУША (греч. psyche, лат. anima): 1. В религии под Д. понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле... Новейший философский словарь