Киреевский

I

Кире́евский

Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал «Москвитянин» (№ 1—3). Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики (См. Патристика)), из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие»... «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «…всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 вв.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—2, М., 1911.

Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 веков, Л., 1970 с. 237—43; MüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Köln — Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.

II

Кире́евский

Петр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Калужской губернии, — 25.10.(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловской губернии], русский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (См. Киреевский). Славянофил. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова, при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (исторические и лирические песни, былины и др.). В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и многих др. При жизни К. был опубликован лишь сборник, содержащий Духовные стихи.

Изд.: Песни, собранные Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; тоже, Новая серия, в. 1, М., 1911; в. 2, ч. 1—2, М., 1918—1929; Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского, в кн.: Литературное наследство, т. 79, М., 1968,

Лит.: Соймонов А. Д., Новые материалы о Пушкине и П. В. Киреевском, «Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка», 1961, т. 20, в. 2; его же, П. В. Киреевский и его собрание народных песен Л., 1971.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КИРЕЕВСКИЙ — КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22марта (3апреля) 1800, Москва – 11(23) июня 1856, Петербург] – русский философ и литературный критик, один из главных теоретиков славянофильства [СЛАВЯНОФИЛЬСТВО]. Новая философская энциклопедия
  2. КИРЕЕВСКИЙ — 1. Иван Васильевич (22.III.1806 — 11.VI.1856) — рус. литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822-1824 слушал лекции в Моск. ун-те. В печати стал выступать с 1828. Советская историческая энциклопедия
  3. КИРЕЕВСКИЙ — Кирей — производная форма имени Кирилл (с греческого «маленький господин»). В старину рассеянных дразнили; «Эх ты, Кирей, не нашел дверей». (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. Словарь русских фамилий
  4. КИРЕЕВСКИЙ — КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) — русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Новейший философский словарь