Симонов

I

Си́монов

Евгений Рубенович (р. 21.6.1925, Москва), советский режиссёр, народный артист СССР (1975). Сын Р. Н. Симонова. В 1947 окончил Театральное училище им. Щукина. С 1947 режиссёр-ассистент, затем режиссёр, с 1968 — главный режиссёр Театра им. Вахтангова (в 1962—68 главный режиссёр Малого театра). Поставил спектакли: «Филумена Мартурано» Де Филиппе (1956), «Иркутская история» Арбузова (1959), «Память сердца» Корнейчука, «Человек с ружьем» Погодина (оба в 1970), «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1971), «День-деньской» Вейцлера и Мишарина (1974), «Фронт» Корнейчука (1975) — в театре им. Вахтангова; «Горе от ума» Грибоедова (1963), «Умные вещи» Маршака (1968) — в Малом театре. С 1947 преподаёт в Театральном училище им. Щукина. Автор пьес «Алексей Бережной» (1962, Театр им. Вахтангова) и «Джон Рид» (1967, Малый театр). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

II

Си́монов

Иван Михайлович [20.6(1.7).1794, Гороховец, ныне Владимирской области, — 10(22).1.1855], русский астроном, член-корреспондент Петербургской АН (с 1829). Профессор (с 1816) и ректор (с 1846) Казанского университета. В 1819—21 участвовал в кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, открывшей Антарктиду, оставил подробное описание этого путешествия. Ему принадлежит, помимо многочисленных астрономических наблюдений и разработки их методики, конструкция отражательного прибора. С. одним из первых в России изучал земной магнетизм. По его инициативе в Казани были основаны две обсерватории — астрономическая (1833) и магнитная (1843). В честь С. назван остров (о. Тувана-Итоло) в южной части Тихого океана и северо-восточный мыс на о. Петра I.

Соч.: Астрономические и физические наблюдения, сделанные во время путешествия около света, ч. 1, СПБ, 1828; Опыт математической теории земного магнетизма, «Ученые записки Казанского университета», 1835, кн. 3.

III

Си́монов

Константин (Кирилл) Михайлович [р. 15(28).11.1915, Петроград], русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах «Победитель» (1937) о Н. Островском, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. — тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы «История одной любви», 1940, «Парень из нашего города», 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942). В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты «Красная Звезда»). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса «Русские люди», 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть «Дни и ночи», 1943—44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Убей его!» и другие, стихи из сборников «С тобой и без тебя», 1942, «Война», 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности. Период «холодной войны» отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы «Русский вопрос», 1946, Государственная премия СССР, 1947; «Чужая тень», 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов «Друзья и враги», 1948, Государственная премия СССР, 1949). С середины 50-х гг. (вслед за романом «Товарищи по оружию», 1952, новая редакция 1971) С. создаёт трилогию «Живые и мёртвые» (Ленинская премия, 1974): романы «Живые и мёртвые» (1954—59, одноименный фильм, 1964), «Солдатами не рождаются» (1963—64, фильм –«Возмездие», 1969) и «Последнее лето» (1970—71) — эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана — достоверную «летопись» основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают «Южные повести» (1956—61), повести «Из записок Лопатина» (1965), «Двадцать дней без войны» (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др. Опубликовал также повесть «Дым отечества» (1947), пьесу «Четвёртый» (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор «Литературной газеты» (1938, 1950—54), журнала «Новый Мир» (1946—50, 1954—58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946—54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956—61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954—59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1966—70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

Г. А. Белая.

Симонов

К. М. Симонов.

Симонов. Рис. 2

К. М. Симонов. «Живые и мёртвые» (Москва, 1964). Илл. А. Васина.

IV

Си́монов

Николай Константинович [21.11(4.12). 1901, Самара, ныне Куйбышев, — 20.4.1973, Ленинград], советский актёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1971). Учился в петербургской АХ (1919—22). С 1924 актёр Ленинградского театра драмы им. Пушкина (в 1932—33 работал в Куйбышевском театре). Искусство С. отличала высокая, героико-романтическая одухотворённость. Он создал яркие образы передовых советских людей, отмеченные большой нравственной силой, идейной убеждённостью, духом воинствующего гуманизма: Мехоношев («Конец Криворыльска» Ромашова), Вершинин («Бронепоезд 14-69» Иванова), Семен («Ярость» Яновского), Берест («Платон Кречет» Корнейчука), генерал Муравьёв («Победители» Чирскова), Хлебников («Персональное дело» Штейна). Важное место в творчестве актёра занимали роли классического репертуара: Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сатин («На дне» Горького), Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Гауптмана). Лучшие роли в кино (снимался с 1924): Артем («Каин и Артем», 1929), Жихарев («Чапаев», 1934), Чуйков («Сталинградская битва», 1949), Монтанелли («Овод», 1955) и др. Крупнейшая работа в кино — Петр I («Петр 1», 1937—39). Государственная премия СССР (1941, 1947, 1950). Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1973). Награжден 3 орденами Ленина, а также медалями.

Лит.: Остроухов С., Народный артист СССР Н. К. Симонов, Л., 1951; Цимбал С., Николай Симонов, М., 1973.

Симонов. Рис. 3

Н. К. Симонов.

Симонов. Рис. 4

Н. К. Симонов в роли Петра I в фильме «Пётр I».

V

Си́монов

Рубен Николаевич [20.3(1.4).1899, Москва, — 5.12.1968, там же], советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1919 поступил в драматическую студию им. Ф. И. Шаляпина, в 1920 перешёл в 3-ю студию МХАТа (с 1926 — Театр им. Вахтангова). Сначала актёр, с 1924 режиссёр, с 1939 главный режиссёр Театра им. Вахтангова. В творчестве С. многогранно и ярко проявилось связанное с традицией Вахтангова восприятие сценического искусства как праздника, что отразилось в артистизме и изяществе его актёрских работ, в их поэтической одухотворённости. Для ранних ролей С. — Дымба («Свадьба» Чехова), Труффальдино и Панталоне («Принцесса Турандот» Гоцци) — характерны гротесковая манера, подчёркнутая театрализация образов. Впоследствии С., значительно углубив психологическую разработку ролей, сохранил остроту сценического рисунка, отточенность внешней формы. Комедийное начало таланта С. блестяще раскрылось в ролях Вице-короля («Карета святых даров» Мериме), Бенедикта («Много шума из ничего» Шекспира), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Де Филиппо). Трагический колорит приобрела в его исполнении роль Кости-капитана («Аристократы» Погодина); образам Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана) и Олеко Дундича («Олеко Дундич» Ржешевского и Каца) актёр при давал героико-романтическую окраску. Глубокой гражданственностью, целостностью раскрытия идейного содержания, выразительностью режиссёрского построения отличались его постановки: «Интервенция» Славина (1933), «Фронт» Корнейчука (1942), «Фома Гордеев» по Горькому (1956), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1962), «Правда и кривда» Стельмаха (1964) и др. Значительной вехой в развитии сов. театра стал спектакль «Человек с ружьем» Погодина (1937). Ставил комедии: «Мадемуазель Нитуш» Эрве (1944), «Стряпуха» Софронова (1959) и др. В 1928—37 возглавлял студию (Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова). В Большом театре поставил оперы «Абессалом и Этери» Палиашвили (1938), «Кармен» Бизе (1945) и др. Руководил 1-й, 2-й и 3-й Армянской студиями и Узбекской студией в Москве. Преподавал в Театральном училище им. Щукина (с 1946 профессор). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч.: С Вахтанговым, М., 1959.

Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М. — Л., 1939; его же, Р. Н. Симонов в «Аристократах» Погодина, в его кн.: Правда театра, М., 1965.

Б. И. Ростоцкий.

Симонов. Рис. 5

Р. Н. Симонов.

Симонов. Рис. 6

Р. Н. Симонов в роли Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира).

VI

Си́монов

Сергей Гаврилович [р. 22. 9(4.10). 1894, деревня Федотове, ныне Владимирской области], советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1954), заслуженный изобретатель РСФСР (1964). Член КПСС с 1927. С 1910 работал слесарем на различных заводах. С 1922 мастер, старший мастер. С 1929 С. — начальник сборочного цеха, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. Изобретательская деятельность С. началась в 1922—23 с проектирования ручного пулемёта и автоматической винтовки. В 1926 была представлена, а в 1936 была принята на вооружение Красной Армии автоматическая винтовка С. В 1941 разработал 14,5-мм противотанковое самозарядное ружье, применявшееся в Великой Отечественной войне 1941—45. В 1945 на вооружение Сов. Армии был принят самозарядный карабин С. За создание противотанкового ружья и самозарядного карабина С. удостоен Государственной премии СССР (1942, 1949). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 другими орденами, а также медалями.

Лит.: Болотин Д. Н., Советское стрелковое оружие за 50 лет, Л., 1967.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СИМОНОВ — см. СЕМАНИН Словарь русских фамилий