алхимия

АЛХИМИЯ [позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия; возможно, от греч. chymeia, cherneia — искусство выплавки металлов, chyma — жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша — одно из наименований Др. Египта, от др.-егип. хам, хаме — черный, букв. — черная страна, страна черной земли]

наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) — явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл. эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). А. существовала еще в составе древних восточных культур — в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии — во времена становления там буддизма. Но наиб. распространение она получила в средневековой Европе. В данной статье речь пойдет об А. преим. в этом регионе.

А. связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетич. вещества — "философского камня". Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis — "наукой неизменной".

Первый этап А. (2–6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2–4 вв.). Это было время становления А. в составе позднеэллинистич. герметич. философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного основателя А.) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских и неоплатонич. умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская А. занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует с веществом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца, стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. настоев) в осн. совпадают: аппараты, приборы, посуда, вещества. Совпадает и характер деятельности: открытие, наблюдение и описание веществ и их взаимодействий, препаративные процедуры и технологич. операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в А. в специфич. образах-понятиях ("философский камень", целительные панацеи, алкагест — универсальный растворитель, гомункул — искусственный человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию.

Алхимик теоретически осмысливает хим. ремесло и как бы приспосабливает к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование. Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире — трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире — личное совершенствование; созерцание бога и приобщение к нему через его слово — в мире неземном. А., следовательно, одновременно представляла два рода деятельности — "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию" (определенную мировоззренч. доктрину).

В 7–11 вв. А. ни в практич., ни в теоретич. отношениях не обогатила средневековое природознание.

На втором этапе (12–14 вв.) А. вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практич. химией и "естественной философией", основанной на христианизир. учении Аристотеля о материальном мире. (Мир веществ, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий — земли, воды, воздуха, огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.) В результате А. рационализируется, приобретая черты лишь внеш. образом алхимизированной практич. химии, с одной стороны, и деятельности, направленной на познание вещества, — с другой.

Названные выше образы-понятия А. существуют не сами по себе, а в конкретных познавательно-практич. проблемах, связанных с преобразованием вещества. Мысль о всеобщей пре-вращаемости вещества, из которой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качеств. принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное — вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью соответствующих лаб. приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков — знак холодного и влажного, но и та вода, которую можно пить, и aqua fortis (азотная кислота), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают веществ. характер, выстраиваясь в триаду алхим. начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, сера и соль. Принцип и вещество вместе: "Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально отличного от нынешнего, мышления.

Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости свойство-свойство (блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости состав — свойство. При этом антиатомистич. представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность тела) и "биологическая" индивидуация (тело — живой организм) стать физ.-хим. атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость и неизменяемость единицы вещества, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной. В этом случае следовало бы отказаться от алхим. веществ-принципов (ртуть, соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, напр., простыми хим. элементами в современном смысле. Таким образом, атомизм — в некотором роде логич. будущее А.

Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи — лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными веществами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный А. научной химии — науке нового времени.

Учение об алхим. субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий" характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл — освобождающих его от порчи. Эта практич. установка находится в соответствии со след. двумя устремлениями алхим. мысли. Первое: разрушение видимых форм вещества, физ. и физ.-хим. воздействия на вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение вещества в минеральных кислотах и др.). Так алхимик выявляет сокровенную сущность — квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. свойств кроме идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской А.). На этом пути — физикализация А. Второе: одухотворенная предметность (зооморфные, антропоморфные, анимистич. представления о веществе, "исцеление" вещества с помощью "медикамента" — "философского камня"). На этом пути — биологизация А., ведущая с формированию идеи хим. индивидуальности. Во взаимодействии этих устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магич. опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символич. языком (мир веществ — мир символич. их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, "дело это делает рука", с другой — "деяние это творит десница"); 2) система определенных лаб. приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; 3) синтетич. искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках А. воспроизводится особый тип познавательно-практич. деятельности, непосредственно предшествовавший химии нового времени.

Но реальный путь от А. к химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимод. трех направлений средневекового природознания (схоластич. теоретизирования, ремесленного опыта и А.), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту.

Именно в силу обретения А. собственного теоретич. взгляда на свой предмет главные практич. вклады А. приходятся на 8–12 вв. в арабском мире и на 12–14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная кислоты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны операции с различными веществами — дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент веществ, используемых в лаб. практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации веществ. Впервые описано взаимодействие кислоты и щелочи. Открыты сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич. соотношений и принципу постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное описание свойств семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного свойства А. должна разделить с хим. ремеслом.

Во многом сходна с европейской А. арабского мира 8–12 вв. (Бл. Восток и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения М. Бертло о проникновении А. в Европу через арабов.

Практич. химия шла путем эмпи-рич. поиска, лишь оттеняя особую природу А.

Третий этап А. (15–17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший злато-сереброискательскую А. на лекарственную-иатрохимию (греч. iatros-врач).

А. в эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс.

Таким образом, в ходе историч. взаимодействия с умозрительным природознанием и хим. ремеслом А. трансформируется в научную химию. Под влиянием А. взаимоизменились хим. ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в.

Лит.: Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры, М., 1979; его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М., 1981; Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953; Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1–8, N.Y., 1923–41.

В. Л. Рабинович

Источник: Химическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. алхимия — -и, ж. Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на отыскание «философского камня» как чудесного средства для превращения простых металлов в золото, для лечения всех болезней и т. п. [лат. alchymia из араб.] Малый академический словарь
  2. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia, через арабов – al-kimia, возможно, от греч. χημεία – искусство выплавки металлов) – явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). Новая философская энциклопедия
  3. Алхимия — (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia) своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «А. Большая советская энциклопедия
  4. Алхимия — (нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п. Католическая энциклопедия
  5. алхимия — АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia — искусство выплавки металлов (chyma — жидкость, литье) или от греч. Chemia — название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» — черный, страна черной земли... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. алхимия — Ал/хи́ми/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. алхимия — орф. алхимия, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия. Научно-технический словарь
  9. Алхимия — Помещение при аптеке, в котором приготовляли лекарство. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  10. алхимия — АЛХИМИЯ -и; ж. [лат. alchimia из араб.]. В средние века: предшествовавшее научной химии, фармакологии и некоторым другим наукам мистическое учение... Толковый словарь Кузнецова
  11. алхимия — АЛХИМИЯ ж. применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото. Алхимический, алхимичный, к науке сей относящийся; алхимик, м. кто ею занимается, как делом. Толковый словарь Даля
  12. алхимия — Как и алгебра, восходит к арабскому языку (в который оно попало, вероятно, из греческого); в арабском "al-kimia" (al – это, как мы знаем, из таких слов, как алгебра и алкоголь... Этимологический словарь Крылова
  13. Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Словарь по культурологии
  14. алхимия — алхимия ж. Средневековое мистическое учение — полунаука, полуколдовство, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски философского камня как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  15. алхимия — АЛХ’ИМИЯ, алхимии, мн. нет, ·жен. (·араб. — философский камень, сокровенное искусство) (·ист. ). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая ·т.н. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.п. Толковый словарь Ушакова
  16. алхимия — алхи́мия вероятно, через нов.-в.-н. Alchimie, ср.-в.-н. alchimîe из ср.-лат. alchimia, араб. al-kîmîa, которое восходит к греч. χημεία; см. Суолахти, Mém. Soc. Neophil. 8, 47; Клюге-Гётце 10; Гамильшег, 25. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. алхимия — [ср.-лат. alchemia < ар.] – так назывались в средние века (до 16 в.) изыскания, ставившие себе задачей превращение простых металлов в драгоценные (золото и серебро) посредством особого вещества... Большой словарь иностранных слов
  18. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) — донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.) — получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии — нахождение т. Большой энциклопедический словарь
  19. алхимия — АЛХИМИЯ, и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия. | прил. алхимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  20. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) — 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5-16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Новейший философский словарь
  21. Алхимия — (араб. Al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона