АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia, через арабов – al-kimia, возможно, от греч. χημεία – искусство выплавки металлов) – явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур – в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, а в Китае, Индии и Японии – во времена становления там буддизма. Она получила распространение в Арабском халифате и особенно средневековой Европе в качестве феномена ее культуры (данная статья рассматривает алхимию преимущественно в этом регионе).

Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмугации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества – «философского камня». Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis – «наукой неизменной».

Первый этап алхимии (2–6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2–4 вв.). Это время становления алхимии в составе позднеэллинистической герметической (см. Герметизм [ГЕРМЕТИЗМ]) философии (по имени Гермеса Трисмегиста, т.е. Трижды Величайшего, легендарного основателя алхимии) под влиянием учений персов-огнепоклонников, неопифагореизма [НЕОПИФАГОРЕИЗМнеоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ], предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота – хризопея, серебра – аргиропея), и оккультным умозрением. Алхимик оперирует с веществом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение и характер деятельности алхимика и ремесленника в основном совпадают, однако у алхимика иная цель: не уталитарная, а глобальная, направленная на построение особой картины мира, представленной в алхимии в специфических образах-понятиях («философский камень», целительные панацеи, алкагест – универсальный растворитель, гомункул –искусственный человек). Соотнося природное и духовное, алхимик осуществляет тем самым единение макрокосмоса и микрокосмоса. Направления своей деятельности он формулирует так: в материальном мире – трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире – личное совершенствование; в мире неземном – созерцание Бога и приобщение к нему через его слово. Алхимия, следовательно, одновременно представляла два рода деятельности, – «аурификцию» (золото-подобные имитации) и «аурифакцию» (определенную мировоззренческую доктрину).

На втором этапе (12–13 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практической химией и «естественной философией», основанной на учении Аристотеля о материальном мире как состоящем из сочетаний четырех начал-стихий – земли, воды, воздуха, огня, которые обладают соответствующими свойствами-качествами – сухостью, влажностью, холодом, теплом.

Мысль о всеобщей превращаемости вещества, откуда следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. Аристотелевы начала-стихии обретают у алхимиков вещественный характер, выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, сера и соль (ср. наставления: «Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...»).

Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы [ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА](Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике [СХОЛАСТИКА]Альберта Великого – Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм [НОМИНАЛИЗМреализм [РЕАЛИЗМ]и тем самым предвосхищает метод науки Нового времени, оперирующей с реальными веществами. Учение об алхимической субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие, акцидентальные формы) обусловливает «врачующий» характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл, освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм вещества, физическое и физико-химическое воздействие на вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение вещества в минеральных кислотах и другое) способствует выявлению сокровенной сущности – квинтэссенции [КВИНТЭССЕНЦИЯ], формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской алхимии). Зооморфные, антропоморфные, анимистические представления о веществе, «исцеление» вещества с помощью «медикамента» – «философского камня» ведут к формированию идеи химической индивидуальности.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символическим языком (мир веществ – мир символических их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, «дело это делает рука», с другой – «деяние это творит десница»); 2) система определенных лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; 3) синтетическое искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках алхимии воспроизводится особый тип познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового времени. Во многом сходна с европейской алхимия арабского мира 8–12 вв. (Ближний Восток и страны Магриба).

Третий этап алхимии (15–17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс [ПАРАЦЕЛЬС](16 в.), ориентировавший златосереброискательскую алхимию на лекарственную – иатрохимию. В эпоху Просвещения (18 в.) алхимия воспринималась современниками уже просто как фарс.

Литература:

1. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев – М., 1998;

2. Рабинович В.Д. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

3. Он же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981;

4. Lippman E.O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Eine Beitrag zur Kulturgeschichte. В., 1919;

5. Jung С.G. Psychologie und Alchemie. Z., 1944;

6. Read J. Through alchemy to chemistry. N.Y., 1963;

7. Thorndike L. A history of magic and experimental science, v. 1–8. N.Y., 1923–58.

В.Л.Рабинович

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. алхимия — -и, ж. Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на отыскание «философского камня» как чудесного средства для превращения простых металлов в золото, для лечения всех болезней и т. п. [лат. alchymia из араб.] Малый академический словарь
  2. Алхимия — (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia) своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «А. Большая советская энциклопедия
  3. алхимия — АЛХИМИЯ [позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия; возможно, от греч. chymeia, cherneia — искусство выплавки металлов, chyma — жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша — одно из наименований Др. Египта, от др.-егип. хам, хаме — черный, букв. Химическая энциклопедия
  4. Алхимия — (нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п. Католическая энциклопедия
  5. алхимия — АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia — искусство выплавки металлов (chyma — жидкость, литье) или от греч. Chemia — название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» — черный, страна черной земли... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. алхимия — Ал/хи́ми/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. алхимия — орф. алхимия, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия. Научно-технический словарь
  9. Алхимия — Помещение при аптеке, в котором приготовляли лекарство. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  10. алхимия — АЛХИМИЯ -и; ж. [лат. alchimia из араб.]. В средние века: предшествовавшее научной химии, фармакологии и некоторым другим наукам мистическое учение... Толковый словарь Кузнецова
  11. алхимия — АЛХИМИЯ ж. применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото. Алхимический, алхимичный, к науке сей относящийся; алхимик, м. кто ею занимается, как делом. Толковый словарь Даля
  12. алхимия — Как и алгебра, восходит к арабскому языку (в который оно попало, вероятно, из греческого); в арабском "al-kimia" (al – это, как мы знаем, из таких слов, как алгебра и алкоголь... Этимологический словарь Крылова
  13. Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Словарь по культурологии
  14. алхимия — алхимия ж. Средневековое мистическое учение — полунаука, полуколдовство, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски философского камня как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  15. алхимия — АЛХ’ИМИЯ, алхимии, мн. нет, ·жен. (·араб. — философский камень, сокровенное искусство) (·ист. ). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая ·т.н. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.п. Толковый словарь Ушакова
  16. алхимия — алхи́мия вероятно, через нов.-в.-н. Alchimie, ср.-в.-н. alchimîe из ср.-лат. alchimia, араб. al-kîmîa, которое восходит к греч. χημεία; см. Суолахти, Mém. Soc. Neophil. 8, 47; Клюге-Гётце 10; Гамильшег, 25. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. алхимия — [ср.-лат. alchemia < ар.] – так назывались в средние века (до 16 в.) изыскания, ставившие себе задачей превращение простых металлов в драгоценные (золото и серебро) посредством особого вещества... Большой словарь иностранных слов
  18. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) — донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.) — получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии — нахождение т. Большой энциклопедический словарь
  19. алхимия — АЛХИМИЯ, и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия. | прил. алхимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  20. АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) — 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5-16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Новейший философский словарь
  21. Алхимия — (араб. Al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона