Кариссими Д.

(Carissimi) Джакомо (крещён 18 IV 1605, Марино, близ Рима — 12 I 1674, Рим) — итал. композитор. В 1624-27 певец и органист в Тиволи, в 1628-29 капельмейстер собора в Ассизи, с 1630 — церкви св. Аполлинария в Риме. Автор многочисл. мотетов (св. 200), месс и др. Значение творчества К. в истории музыки определяется гл. обр. его вкладом в развитие жанра оратории. Он создал классич. тип оратории как произв. драматически-повествовательного, включающего сольные вокальные, хоровые эпизоды и отд. партию рассказчика — носителя действия. Сюжеты ораторий К. заимствовал, как правило, из Библии. К наиболее выдающимся относятся: "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Влияние К. прослеживается до 30-40-х гг. 18 в., когда этот тип оратории достиг вершины развития в творчестве Г. Ф. Генделя. К. принадлежит также большое количество камерных кантат (ок. 130) для 1-3 голосов в сопровождении basso continuo (см. Генерал-бас).

Кариссими Д.

В своём творчестве К. опирался на достижения венецианской и римской оперных школ. Однако яркая эмоциональная взволнованность, приподнятая экспрессия К. Монтеверди и Ф. Кавалли сменяются у него мягкой мелодич. чувствительностью, стройным изяществом формы, порой холодноватым рационализмом. Экспрессивно насыщенной вокальной декламации К. предпочитал законченную по рисунку, уравновешенную мелодику; ария (часто в форме da capo) отделена у него от речитатива. Музыка К. подготовила мн. элементы неаполитанской оперной школы. У К. (предположительно) учился виднейший представитель и глава этой школы А. Скарлатти. Собр. соч. К. издаёт (с 1951) Итал. ин-т истории музыки в Риме ("Pubblicationi dell'Istituto italiano per la storia della musica", v. 3, под ред. Л. Бьянки). 4 оратории К. опубликованы Ф. Кризандером, в кн.: "Denkmдler der Tonkunst" (Bd 1-5, 1869-71, t. 2, 1869).

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке, М., 1931, с 56-58, Brenet M., Les "Oratorios" de Canssimi, "La Rivista musicale Itahana", IV, 1897, Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911, Balilla Rrate11a F., G. Ganssimi e i уuoi oratori, "La Rivista Musicale Italiana", XXVII, 1920, Massenkeil G., Die oratonsche Kunst in den lateinischen Historien und Oratorien G. Carissimis, Mayence, 1952 (дисс.), Rose G., The cantatas of G. Carissimi, "Musical Quarterly", XLVIII, 1962, Andry R.W, The influence of the extended latin sacred works of G. Carissimi on the biblicae oratorios of G. Fr. Handel, Wash., 1964, Bianсhi L., Carissimi, Stradella, Scarlatti e l'oratorio musicale, "Contributi di musicologia", II, Roma, 1969.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me