ФЕДОРОВ

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829, с. Ключи Тамбовской губ. – 15 (28) декабря 1903, Москва] – русский религиозный философ. Незаконнорожденный сын князя П.И.Гагарина. Окончил Тамбовскую гимназию (1849), затем учился в Ришельевском лицее в Одессе (1849–52). Путем самообразования приобрел энциклопедические познания в разных областях науки и искусства. В 1854–68 преподавал историю и географию в уездных училищах средней России. В 1869–73 работал в Чертковской библиотеке, в 1874–98 – в библиотеке Румянцевского музея, определив на четверть века ее духовную атмосферу. Создатель философии музейного и библиотечного дела, выступил с рядом инициатив в области изучения и сохранения исторического и культурного наследия России. Свое учение развивал с 1851, сначала устно, а со 2-й пол. 1870-х гг. – в крупных работах и статьях; после смерти Федорова его ученики В.А.Кожевников [КОЖЕВНИКОВ] и Н.П.Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием «Философия общего дела» (в свет вышли первые два тома: т. 1–2, 1906–13).

Федоров усматривал в эволюционном процессе стремление к порождению сознания, разума, которые, начиная с человека, призваны стать орудиями уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного совершенствования мира (активная эволюция, регуляция природы). Опираясь на святоотеческую традицию (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры: воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия. Федоров изложил основы идеи богочеловечества [БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО], сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Благой исход истории, становящейся «работой спасения», предполагает необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения. Обнажая изъяны одностороннего технического развития (протезная цивилизация), выдвинул идею органического прогресса, ориентированного на преображение физической природы человека.

Новый, радикальный поворот в философии видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии («истина есть только путь ко благу»), необходимость проективного мышления, превращения гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, обосновывал принципы «совершеннолетней», «сыновней» нравственности («все мы братья по любви к отцам»), не ограничивая законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Залогом достижения «всеобщего родства» считал преодоление смертоносных сил во внешнем мире и в самом человеке (психофизиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), предлагал формулу: «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности [СОБОРНОСТЬ], утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество «по типу Троицы»).

Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя многие его темы; полагает начало течению ноосферной мысли (русский космизм). Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания кон. 19 – нач. 20 в. (Вл.Соловьев, А.Белый, Вяч.Иванов, В.Чекрыгин и др.).

Сочинения:

1. Собр. соч., т. 1–4. М., 1995–98.

Литература:

1. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров, в. 1. М., 1908;

2. Остромиров А. (А.К.Горский). Николай Федорович Федоров и современность, в. 1–4. Харбин(?), 1928–33;

3. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990;

4. Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Münch., 1989.

С.Г.Семенова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФЕДОРОВ — 1. Алексей Федорович (р. 17(30). III.1901) — сов. гос., парт. и воен. деятель, ген.-майор (1943). Член Коммунистич. партии с 1927. Дважды Герой Советского Союза (18.V.1942, 4.I.1944). Род. на Украине... Советская историческая энциклопедия
  2. Федоров — (наст. имя и фам. Федор Августович Ниман; 1860–1936) – рос. гобоист, дирижер, композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Артист орк. Мариинского т-ра. Энциклопедический словарь псевдонимов
  3. ФЕДОРОВ — • Отчество от мужского церковного имени Феодор (др.-греч. Theodoros — "дар богов"), в XVI-XVII вв. одного из самых распространенных имен у русских, которое уступало в частоте употребления Ивану и Василию. Словарь русских фамилий
  4. ФЕДОРОВ — ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) — русский мыслитель, представитель религиозно-философского направления космизма. Сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки; как незаконнорожденный Ф. получил отчество и фамилию по имени крестного отца. Новейший философский словарь
  5. Федоров — Евграф Степанович — известный минералог и кристаллограф, род. в 1853 г., образование получил во 2-й спб. военной гимназии. Затем Ф. два года слушал курс на химическом отделении СПб. технологического института, а отсюда в 1880... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. Федоров — Николай Федорович Фёдоров (1829-1903) рус. религиозный мыслитель, представитель рус. космизма, автор уникальных идей “Общего дела”, попытка реализации к-рых оказала огромное влияние на культуру... Словарь по культурологии