ФЕДОТОВ

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (псевдоним Ε.Богданов) [1 (13) октября 1886, Саратов – 1 сентября 1951, Бэкон, Нью-Джерси, США] – русский религиозный мыслитель, историк культуры, эссеист, публицист христианско-социалистического направления. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по отделению всеобщей истории, специализировался по истории Средних веков под руководством И.М.Гревса. С 1916 приват-доцент Петербургского университета, в 1920–22 профессор Саратовского университета. С 1925 в эмиграции. Преподавал в Православном богословском институте в Париже (1926–40), сотрудничал в эмигрантской периодике. В 1931–39 совместно с И.И.Бунаковым (Фондаминским) и Ф.А.Степуном редактировал журнал «Новый Град». В 1940 переехал в США, где с 1943 до конца жизни состоял профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

Основные темы Федотова: история духовной культуры, проблемы медиевистики, агиология. Выступив с критикой крайностей теологии К.Барта, сосредоточивается на историческом исследовании субъективно-психологического комплекса религиозной веры, в котором раскрывается, по его мнению, сложная динамика духовных процессов в культуре, подчас не распознаваемая в системе объективированных форм религиозного культа (догматике, церковном богослужении, нормах канонического права и т.д.). Этот подход, опиравшийся на достижения представителей французского католического модернизма (А.Бремонд, Э.Леруа), реализован в исследованиях Федотова по агиографии меровингской Галлии («Чудо освобождения», 1923; «Боги подземелья», 1923; «К истории средневековых культов», 1923) и в опытах по истории русской духовности («Святые Древней Руси», 1931; «Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам», 1935; «The Russian Religious Mind», v. 1, 1946). В эмигрантский период творчества неоднократно возвращается к теме особенностей культурно-исторического и духовного пути России, переосмысливая их в контексте революционной катастрофы и перенося спор о «русской идее» из области метафизических конструкций в плоскость конкретно-исторического, культурологического и политологического анализа. Дистанцируясь от евразийства [ЕВРАЗИЙСТВО], отстаивает идею о восточнохристианских, эллинистических, т.е. европейских, истоках русской культуры («Три столицы», 1926). В поздних работах исследует проблемы типологии национального сознания («Русский человек», 1938), возрождения русской культуры («Завтрашний день», 1938; «Создание элиты», 1939), судьбы политической свободы в России («Россия и свобода», 1945; «Запад и СССР», 1945) и русской государственности («Судьба империй», 1947). Интерпретация истории как трагического действия, в основе которого свободный и ответственный выбор личности (нации), не предопределенный ни давлением всеобщих исторических законов, ни силой божественного Проведения, сближает позицию Федотова с общими установками критиков исторического детерминизма и телеологизма. Бог не тождествен истории, но лик Его «просвечивает» в ней. Отсюда история и культура трактуются в духе П.Тиллиха как перманентный ответ человека на Божественную Благодать, оканчивающийся победой или выпадением в небытие, исторической катастрофой. В оценке истории для Федотова характерен особый морализм, граничащий с ригоризмом. Безнравственная политика власти, поддерживаемая народом, приводит нацию к историческим поражениям («Св. Филипп, митрополит Московский», 1928; «Народ и власть», 1949), а историческая правда не измеряется мерой исторического успеха («Правда побежденных», 1933). Движущие мотивы культурофилософии и социальной доктрины Федотова – апология христианской культуры («Эсхатология и культура», 1938) и убеждение в невозможности исключить из христианского идеала социальный компонент («Социальное значение христианства», 1933). Многочисленные статьи-эссе Федотова оставили заметный след в интеллектуальной истории русской эмиграции, а некоторые из них принадлежат к лучшим образцам русской публицистики.

Сочинения:

1. Собр. соч., т. 1. Абеляр. Статьи 1911–1925 гг. М., 1996;

2. т. 2. Статьи 20–30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РСХД». М., 1998;

3. Полное собр. статей, т. 1–4. Париж, 1967–88;

4. Новый Град. Сб. статей под ред. Ю.П.Иваска. Нью-Йорк, 1952;

5. Россия и свобода. Сб. статей. Нью-Йорк, 1981.

Литература:

1. Карпович М.М. Г.П.Федотов. – «Новый журнал», 1951, № 27;

2. Иваск Ю.П. Г.П.Федотов (1886–1951). – «Опыты», 1956, № 6;

3. Степун Ф.А. Г.П.Федотов. – «Новый журнал», 1957, № 49.

Архивы:

1. Бахметьевский архив Колумбийского университета, США (л. ф. Федотова).

М.Г.Галахтин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Федотов — I Федо́тов Григорий Иванович [11(24).4.1916, поселок Глухово, ныне Ногинского района Московской области, – 8.12.1957, Москва], советский спортсмен-футболист, заслуженный мастер спорта (1940), тренер, офицер Советской Армии. В конце 30-х–40-х гг. Большая советская энциклопедия
  2. ФЕДОТОВ — см. ФЕДОТИХИН Словарь русских фамилий
  3. ФЕДОТОВ — ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) — русский мыслитель, философ, историк, публицист, профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете (1920). Новейший философский словарь
  4. Федотов — Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, род. в Москве 22 июня 1815... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Федотов — Георгий Петрович Федóтов (1886-1951) рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции 1905, изучал историю в Берлин. и Иенском ун-тах; позже, учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. Словарь по культурологии