Карикатура

(итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувели- чения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно- политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).

В более узком смысле карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.). Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразительном искусстве. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде "летучих листков", журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.

Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII — начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше "парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры. Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские "антинаполеоновские листы" и русские сатирические "народные картинки" И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные "портреты" его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социально- политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.

Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. — "Искры", "Гудка" и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — "социальная маска" — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы "короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим. языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала "Симплициссимус" (основан в 1896), русских журналов "Сатирикон" (1908-14) и "Новый Сатирикон" (1913-1918).

В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты "Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно- массового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в "Окнах РОСТА") (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры — её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в "Окнах ТАСС"). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.

Карикатура

У. Хогарт. "Переулок Джина". Гравюра на меди. 1751.

Карикатура. Рис. 2

О. Домье. "Ведь это маленькая шутка!". Гравюра на дереве. 1834.

Карикатура. Рис. 3

Кукрыниксы. "После Туниса". Гуашь, тушь. "Окно Тасс" и газета "Правда". 1943.

Карикатура. Рис. 4

В. А. Серов. "1905 год. После усмирения". Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

Карикатура. Рис. 5

И. С. Семёнов. "Портрет дармоеда". Журнал "Крокодил". 1959.

Литература: А. В. Швыров, С. С. Трубачев, Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней, СПБ, 1903; Л. Р. Варшавский, Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в., М.-Л., 1937; Б. Е. Ефимов, Основы понимания карикатуры, М., 1961; С. Стыкалин, И. Кременская, Советская сатирическая печать. 1917-1963, М., 1963; Г. Ю. Стернин, Очерки русской сатирической графики, М., 1964; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Fuchs E., Die Karikatur der europдischen VЦlker vom Altertum bis zur Neuzeit, 4 Aufl., Bd 1-2, Mьnch., 1921; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso. W., (1956); Piltz G., Geschichte der europдischen Karikatur, В., 1976.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Карикатура — КАРИКАТУРА (от итальянского caricare — нагружать) — изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую... Литературная энциклопедия
  2. карикатура — -ы, ж. 1. Рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде. Злая карикатура. □ Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, --- под зонтом, с ним под руку Варенька; внизу подпись... Малый академический словарь
  3. карикатура — Карикату́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Карикатура — (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного... Большая советская энциклопедия
  5. карикатура — орф. карикатура, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. карикатура — Чего и на кого-что. 1. ч е г о (смешное, убогое подобие чего-л.). Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет (Пушкин). 2. н а к о г о — ч т о (рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде). Петя... нарисовал карикатуру на Валентину (Катаев). Управление в русском языке
  7. карикатура — Французское – caricature. Существительное было заимствовано русским языком из французского в третьей четверти XVIII в. Производные от этого слова появились в русском языке позднее. Этимологический словарь Семёнова
  8. карикатура — КАРИКАТУРА ы, ж. caricature f. <, ит. caricatura. 1. устар. Уродливый или причудливо, смешно одетый человек. Каррикатура за каррикатурою приходила в трактир, и всякая каррикатура требовала пива и трубки. 1789. Карамзин ПРП 25. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Карикатура — КАРИКАТУРА. Термин, применяющийся главным образом к определенной области изобразительных искусств, но в известном смысле может быть введен и как литературное понятие. Словарь литературных терминов
  10. карикатура — см. >> насмешка, преувеличение, рисунок Словарь синонимов Абрамова
  11. карикатура — Рисунок, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; иноск. — извращение Ср. Перспективы бредов до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не в силах наметить (их) границу. Салтыков. Пестрые письма. 7. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. карикатура — Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где carricatura «карикатура» < «преувеличение, перегрузка» — суф. производное от carricare «нагружать» (исходное слово — carro «телега», см. карета). Карикатура исходно — «рисунок с преувеличением свойств изображаемого». Этимологический словарь Шанского
  13. карикатура — КАРИКАТУРА -ы; ж. [итал. caricatura] 1. Рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искажённом, подчёркнуто смешном виде. Злая к. Нарисовать карикатуру. Увидеть карикатуру на себя в стенной газете. Толковый словарь Кузнецова
  14. карикатура — Карикатуры, ж. [ит. caricatura]. 1. Рисунок, изображающий кого, что-л. в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников. Большой словарь иностранных слов
  15. карикатура — КАРИКАТ’УРА, карикатуры, ·жен. (·итал. caricatura). 1. Рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. | Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Толковый словарь Ушакова
  16. карикатура — Заимствовано из итальянского, где caricatura образовано от глагола caricare – "грузить", восходящего к латинскому canicare (с тем же значением). Карикатура, таким образом, это "загруженный, тяжелый рисунок", на котором изображаемому приданы преувеличенные (карикатурные) черты. Этимологический словарь Крылова
  17. карикатура — карикатура ж. 1. Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое). 2. перен. Жалкое, искажённое подобие кого-либо или чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  18. КАРИКАТУРА — КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт... Большой энциклопедический словарь
  19. карикатура — карикату́ра Через нем. Karikatur (с 1763 г.; см. Шульц–Баслер I, 332) или непосредственно из ит. caricatura (букв. "перегрузка") от саriсаrе "нагружать" (Гамильшег, 187). Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. карикатура — КАРИКАТУРА ж. франц. рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; перелицовка; картина, изваянье, словесное сочинение подобного содержания Карикатурный, относящ. к карикатуре. Толковый словарь Даля
  21. Карикатура — Рисунок или скульптурное произведение, имеющее целью осмеять кого-нибудь или какое-нибудь деяние, общественное событие, общественный строй и т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. карикатура — КАРИКАТУРА, ы, ж. 1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. К. на бюрократов. 2. перен. Смешное, жалкое подобие чего-н. Эта картинак. на искусство. | прил. карикатурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова